Как мы уже поняли, мысли и идеи можно передавать разными способами. В обычном разговоре они передаются вербально, а также с помощью интонации и жестов. Мысль может быть передана с помощью печатного слова. Может быть записана на плёнку. Однако когда мы имеем дело с видео - наиболее мощным коммуникационным инструментом из всех существующих - зрители видят и слышат, как эти идеи вырастают в виде «живых картинок» у них перед глазами. Звуковая и кино-составляющая превращают телевидение в мощнейший коммуникационный инструмент. И именно по этой причине процесс визуализации - то есть превращения сценарной концепции в съёмочные сцены - столь важен.
Визуализация начинается со сценариста. Основываясь на концептуальном мышлении, он создаёт серию воображаемых киносцен и описывает их на бумаге – в свободной форме или в соответствии с заданным форматом. Первая стадия работы – сценарный план; вторая – собственно сценарий. Однако, как мы уже говорили, сценарий, в отличие от книги, не самоцель. Сценарий является инструментом, при помощи которого сценарист передаёт свои идеи другому участнику процесса – режиссёру. Задача режиссёра – «довести до ума» и не расплескать то, что создал сценарист. Ему также предстоит визуализировать сценарий в мельчайших деталях. Режиссёр превращает идеи сценариста в продуманные съёмочные сцены, призванные успешно раскрывать идеи, которые сценарист хотел передать.
Рассказывайте свои истории визуально. Пишите для слуха, но говорите образами.— Дэниел Гилбертсон Сценарист корпоративного видео
Таким образом, мы можем определить процесс визуализации сценаристом, как детальное представление цепочки событий и соответствующих им аудио и визуальных элементов, который превращает творческую визуальную концепцию в серию съёмочных сцен. «Представление» (или «воображение»), как вы уже, наверное, догадались – основа всего визуализационного процесса. Чуть позже мы поговорим об этом более подробно. «События и аудиовизуальные элементы» – те же самые, о которых мы говорили на ранних страницах анализа написания сценария: актёры, локации, появления в кадре, уходы из кадра, звуки, титры, спецэффекты и так далее. «Творческие визуальные концепции» являются тем самым сырым визуальным материалом, который появился у нас в процессе мозгового штурма фактического контента и отсева, сделанного клиентом, дизайнером и продюсером.
Концепция, написанная для печати, будет отличаться от концепции, написанной для видео.
Писатель |
Сценарист | |
Стиль |
Писатель читателю | Техник (сценарист) технику (режиссёру) |
Основа – слова | Основа – картинка и звук | |
Рассчитано на: воображение | Рассчитано на: человеческие чувства (зрение и слух) | |
Концепция |
Боль от потери любимого человека |
Боль от потери любимого человека |
Пример |
Джон пришел домой поздно вечером и сразу вспомнил о Джейн. Перед глазами у него стояло её милое лицо в обрамлении длинных светлых волос. Он осел на диван, боль от потери любимой переполняла его. |
Джон входит в комнату; он выглядит подавленным. Снимает пальто и видит лицо Джейн на экране телевизора. На его лице отражаются горечь и печаль. Он подходит к дивану, садится и обхватывает голову руками. |
И сценарист, и режиссёр понимают необходимость стиля «как техник технику». Они знают, что визуальные образы, создаваемые на основе сценария, заменяют необходимость психологических формулировок, которые, конечно же, важны, если человек пишет книгу. А вот режиссёру эти тонкости как раз не нужны, потому что он читает сценарий не как книгу, а как рабочий документ.
Точно так же, как и концептуальное мышление, визуализация – довольно простая вещь. Все согласятся, что не нужно быть гигантом мысли, чтобы, прочитав сценарий, представить, как те же события происходят в реальной жизни. Однако в случае написания сценария возникают две сложности, сходные с теми, что уже были описаны выше. Во-первых, в процессе визуализации должны появляться детализированные сцены, которые помогут решить поставленные задачи. Во-вторых (и это не менее важно!), эти сцены должны вызывать доверие зрителей. Как мы видим, процесс визуализации заставляет нас думать не только о том, как визуализировать сцены, но и как визуализировать их таким образом, чтобы это приняла аудитория.
Помня об этом, давайте рассмотрим процесс визуализации – одну из важнейших стадий создания видеопродукта – более подробно.
Способность «мыслить визуально» проявляется ярче у тех людей, кто изначально привык выражать свои мысли образно. Это способность «проиграть» сцену у себя в воображении. Вот несколько практических советов, как запустить такой процесс.
Найдите место, которое будет способствовать процессу визуализации. Для кого-то это тихое «созерцательное» место, для кого-то, наоборот, место со «взвинченной» энергичной атмосферой. Для кого-то это тихая комната, кому-то нужно сидеть за компьютером, кому-то за дальним столиком в кафе, а кому-то – с ноутбуком на скамейке посреди бурлящего торгового центра.
Запишите вашу визуализацию. Это послужит двум целям. Во-первых, сам процесс перенесения воображаемой сцены на бумагу неизбежно заставит вас проверить, насколько четко вы видите эту сцену у себя в воображении. Если вы продумали не все детали, сцену будет не так-то просто записать. Во-вторых, записывая то, что вы «видите», вы развиваете свою способность передавать свою визуализацию в письменной форме.
Дайте вашей визуализации время, чтобы получить точную картину. Ничего страшного, если визуализация не начнётся мгновенно – такое вообще редко случается. В большинстве случаев нужно, чтобы образы «созрели» в вашем подсознании. Образы пропадают и появляются снова, вы рассматриваете с разных ракурсов, и впоследствии их прорисовка становится всё более детальной. Это «впоследствии» может длиться от пяти минут до нескольких дней.
Получив базовые навыки визуализации, давайте вернёмся к нескольким сегментным концепциям, которые мы рассматривали в предыдущей главе. Одна из них, как вы помните, была связана с 22 секундами, которые водитель грузовика должен был потратить, чтобы выйти из кабины и убедиться, что сдавать задом безопасно, затем снова вернуться на водительское место. Концепция и отзывы КПД выглядели следующим образом.
Контент (содержание) | Концепция | КПД |
Выйти и проверить занимает 22 секунды. |
|
Не слишком ли высокомерно? |
|
Достоверно | |
|
Да | |
|
Да, если правильно подать |
Чтобы решить, какая из четырёх отобранных концепций самая убедительная и эффективная, нужно сделать две вещи. Во-первых, мы должны запустить только что описанный визуализационный процесс для каждой из этих концепций, как бы проигрывая их в реальной жизни и проверяя, насколько они жизнеспособны. Не просто «проигрываем в уме», а именно записываем! Во-вторых, думаем о потенциальной реакции зрителей, которые, как правило, настроены критично. Всегда нужно задавать себе вопрос: как это будет выглядеть в глазах зрителей? Тогда выбрать нужную концепцию будет гораздо легче.
В качестве примера давайте «провизуализируем» и запишем первую концепцию: «часы в углу экрана отсчитывают время, пока водитель выходит из кабины и убеждается, что сдавать задом безопасно», следующим образом.
На экране – типичная стоянка грузовиков рядом со складом. Кругом контейнеры, штабеля, катушки с кабелем, и небольшой вилочный погрузчик. По пандусам, через большие разгрузочные ворота склада, въезжают и выезжают погрузчики. Работа кипит! Работает несколько отгрузочных постов. Из-за угла появляется лёгкий грузовик и подъезжает к одному из постов. Из кабины водителю не видно, что происходит позади грузовика. Машина останавливается, и в нижнем левом углу экрана появляется циферблат с секундной стрелкой. Водительская дверь открывается. Часы начинают отсчитывать время. Водитель заходит сзади грузовика, оценивает ситуацию и возвращается на свое место. Когда водительская дверь закрывается, стрелка на часах замирает. Циферблат увеличивается и заполняет собой весь экран. Циферблат как бы «наложен» на стоп-кадр с грузовиком. Стрелка замерла на двадцать первой секунде.
Итак, сначала о плюсах. Визуализация детально продумана, и вполне понятен посыл: для того, чтобы убедиться, что сдавать задом безопасно и вернуться на водительское место, уходит меньше двадцати двух секунд. В визуальном плане концепция эффективная. Однако её возможный недостаток кроется в потенциальной реакции зрителей на такой видеоролик. Если бы я был водителем грузовика и увидел бы такой ролик, зная, что он призван убедить меня выходить из кабины всякий раз, когда я захочу включить заднюю передачу, как бы я на него отреагировал? Скорее всего, я бы сказал: «Ха! Двадцать две секунды! Я и без вас это знаю. Всё равно это дикий напряг!»
Итак, мы хорошо визуализировали сцену и четко её записали; она сильна в визуальном плане. Однако, в плане завоевания доверия зрителей она не такая успешная.
Следующей концепцией у нас в списке было «свидетельство водителя», и отзыв КПД был «убедительно». Давайте, визуализируем и её!
В кадре посреди двора появляется настоящий водитель. На заднем плане в зоне отгрузки припарковано несколько грузовиков. Водитель смотрит на остающегося за кадром ведущего, как обычно делается в новостном сюжете. Своими словами он говорит что-то вроде: «Да, всё правильно! Это действительно занимает 22 секунды. Дело в том, что всегда КАЖЕТСЯ, что это больше! Да, реально напрягает – отстегивать ремень, вылезать из кабины и идти в хвост машины. Но, с другой стороны, если ты этого не сделаешь, ты можешь заработать себе реальные проблемы. Два раза я врезался в контейнеры, а однажды просто смял штабелер. Хорошо ещё, что в нём никого не было!»
Опять-таки, визуализация чёткая и продуманная. Этот ролик менее динамичный, чем видео с паркующимся грузовиком, но если бы я был водителем и увидел его, наверное, я бы сказал: «Он прав! Это реально напрягает. Но проверять надо. Мы постоянно врезаемся в контейнеры!» Итак, оцениваем эту концепцию выше, чем первая по достоверности, но ниже по визуальной эффективности.
Следующая концепция - «ведущий в кадре» - может быть визуализирована так.
Ведущий, на вид – водитель грузовика, стоит во дворе и смотрит в камеру. Позади него паркуется грузовик. Водитель выходит и проверяет, безопасно ли сдавать задом. Ведущий бросает взгляд на водителя, затем вновь поворачивается к камере и обращается к зрителю: «Да, это напрягает! Но это занимает двадцать секунд! И давайте посмотрим правде в глаза - сдавая задом, мы частенько врезаемся в контейнеры и не только в них. Может, хватит?» Позади ведущего водитель, убедившись в отсутствии помех, возвращается на своё место и паркуется задним ходом. Ведущий уходит из кадра.
Если бы я был тем же самым зрителем, я бы, наверное, нашел эту презентацию достаточно убедительной. Однако, возможно, у меня бы промелькнула мысль: «Этот парень похож на нас, и он говорит нашим языком, и в его словах есть здравый смысл. Это действительно занимает несколько секунд.
Но это всё равно актёр. Он, наверное, никогда и не водил грузовик!» Таким образом, эта концепция получает средний балл и по достоверности, и по визуальной эффективности. Теперь давайте перейдём к последней концепции – сравнению затрат.
На данный момент у нас есть стандартный сплит-скрин (разделенный экран), на котором показано сравнение цен. Слева – крупным планом фотография грузовика, въехавшего задом в небольшой погрузчик. Оба основательно помяты. Ниже наложен титр: «Стоимость ремонта? $1,870».
Справа – фотография водителя, проверяющего, свободен ли путь. Ниже наложен ещё один титр: «Стоимость проверки? $0,12». Тем временем, диктор за кадром говорит: «А теперь умножьте стоимость ремонта на 64. Именно столько аварий у нас было в прошлом году. В год мы теряем примерно $120,000. А сколько стоит выйти из машины и убедиться, что движение задним ходом безопасно? Да, стоимость одной проверки двенадцать центов! Даже если мы все целый год будем ездить на задней передаче, суммарная стоимость проверок не превысит $65,000 в год; это половина стоимости всех ремонтов после аварий».
Это однозначно убедительный способ визуализировать контраст между двумя группами затрат, и, я думаю, он выглядел бы убедительным для зрителей. Однако есть риск, что, посмотрев такой ролик, водитель скажет: «То есть, как обычно, дело в деньгах? А кто подумает о людях? Кто подумает о нас? Кто вспомнит о том, что мы каждый день выполняем сложные маршруты, и маршрут мало пройти, нужно ещё уложиться в восемь часов!»
Итак, мы подвергли четыре наших концепции «проверке визуализацией». Мы представили, как всё происходит на экране и, более того, записали весь процесс. Кроме того, мы поставили себя на место зрителя и задали себе важный вопрос: как мы считаем, основываясь на наших представлениях об аудитории, понравится ли им наш видеопродукт?
Теперь мы должны принять решение. Какие из визуализированных концепций сценарист представит клиенту и продюсеру? Ответ – логичен: те, что лучше всего передадут основную мысль визуально, и те, что вызовут наибольшее доверие зрителей. К сожалению, трудно «научить» в пределах этой или какой-либо другой книги принимать верные «окончательные» решения в плане выбора концепции. И это редко простое «чёрно-белое» решение. Существует множество вариантов визуализации любой сцены, каждый со своими плюсами и минусами. В итоге это сводится к умению чувствовать и различать, что работает на экране, а что – только на бумаге.
Что касается примеров, которые мы только что разобрали, один из вариантов был бы отбросить первую и третью концепцию и остановиться на комбинации второй и четвёртой. Хотя интервью с водителем выглядит не столь динамично, как, скажем, первая концепция с часами, свидетельство «равного», скорее всего, наиболее убедительный способ преподнести аудитории эту заведомо непопулярную идею.
Затем мы можем объединить её с четвёртой концепцией, где на разделенном экране очень чётко показаны убытки от аварий. Совместив эти два решения, мы также частично справимся с негативной реакцией акцента на деньгах. Если интервью с водителями последует сразу за сравнением цен, возможно, зрителю и не придет в голову вопрос: «А как же люди?»
Точно так же, как представленные в этой книге методы развития концепции, методы визуализации могут варьироваться. Одному сценаристу будет удобно записывать каждую концепцию, с которой он работает, а потом записывать детальное пошаговое описание каждой визуализации. Другой сценарист, возможно, сделает несколько пометок, но основную работу проведет мысленно. Третий может начитать визуализацию на диктофон. В целом, всё, что вам нужно, это правильное настроение, место, в котором вам хорошо думается, и один из способов задокументировать ваши мысли. Этим местом может быть ваша «берлога» со стационарным компьютером или место за столиком кафе с блокнотом или ноутбуком. Не забудьте также, что ваш сценарий может включать одну программную концепцию или десять сегментных. Вашим решением может стать игровой ролик или вы можете начать видео появлением ведущего в кадре, а затем перейти к игровой части. Возможно, для вашей концепции понадобится красивая вставка в середине ролика, закадровая начитка, интервью с руководителями предприятия, подкреплённые наложенными титрами. Не важно, сколько приёмов вы используете – важно, чтобы ваше видео не разваливалось на части и выполняло стоящие перед ним задачи.
Как я уже говорил, существует два документальных результата процесса визуализации. Первый – это сценарный план, представляющий собой простое описание цепочки визуализированных концепций в их окончательном виде. Сценарный план предназначен для того, чтобы кратко описать составные части видео для клиента и продюсера, и, получив от них «отмашку», переходить к написанию самого сценария.
Ключ к написанию хорошего сценарного плана – использование чётких, простых и хорошо продуманных визуализированных концепций. Не важно, насколько чётко сценарист «видит» свою концепцию – если она звучит непонятно для клиента или продюсера, читающего сценарный план, скорее всего её «завернут».
Однажды мне в руки попался сценарий, фрагмент которого звучал так.
ЧАСТЬ 1. РАЗДЕЛ 1.ИНТ. ОФИС ПРОДАЖ.
КАМЕРА "НАХОДИТ" двоих менеджеров по продажам, трудящихся на своих рабочих местах. Мы наезжаем на ДОЛЛИ, МАРТИН ФОСТЕР - говорит по телефону. Мы слышим, как он говорит: «Да, мистер Джонсон, хорошо!» Клиент отвечает Фостеру. Голос клиента эквализирован, затем мы прорезаемся КАК НУЖНО через эту секцию.
Когда разговор завершается, мы РЕЖЕМ на второго менеджера, СЮЗЕН ДАРВИН, на ПП. Она наблюдает за Мартином; кажется, что она им недовольна. Камера наезжает совсем близко, и мы видим, что она нервно барабанит пальцами по столу. РАСТВОРЕНИЕ.
ИНТ. ДОМ МАРТИНА ФОРРЕСТЕРА. Позднее тем же вечером...
Такой сценарный план не только не ответит на вопросы клиента, но ещё больше запутает его. Например, как это камера «находит» что-то? Кто такая ДОЛЛИ? Что значит «эквализирован» и ПП? Что такое «растворение»? И что это за «ИНТ»? Зачем нумеровать каждый отдельный абзац?
Даже если клиент знает ответы на все эти вопросы, проблема в том, что в сценарный план тут и там «воткнуты» специальные съёмочные термины, которые перебивают непрерывность истории и раздражают читателя.
Этот сценарный план читался бы гораздо лучше, если бы был написан, например вот так.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОТКРЫТИЕ
Два менеджера по продажам – Мартин и Сюзен – трудятся у себя в офисе. Мартин разговаривает по телефону с клиентом. Когда он говорит «Да, мистер Джонсон, да, хорошо», мы видим, что Сюзен расстроена. Барабаня пальцами по столу, она выразительно смотрит на Мартина. Позднее тем же вечером у Мартина дома...
Этот второй вариант проще и понятней. Он написан доступным всем языком, и клиенту больше не надо пытаться поставить себя на место режиссёра или оператора, чтобы понять, что ему пытаются сказать. Не забывайте об этом, когда пишете сценарный план – и, скорее всего, ваша работа будет принята на «ура».
И, наконец, помните, что именно визуальный аспект отличает сценарий от всей другой литературы. При малейшей возможности пользуйтесь этим преимуществом, создавая концепции, синопсисы, сценарные планы и сценарии – и тогда они обязательно произведут самое выгодное впечатление на клиентов, продюсеров и режиссёров. А чтобы делать это с лёгкостью, постоянно повышайте своё мастерство сценариста и создателя концепций. Помните также, что для того, чтобы получить положительные отзывы КПД, в некоторых проектах вам потребуются захватывающие и новаторские концепции и решения, которые потребуют от вас выйти за пределы вашей зоны комфорта. Другие проекты будут более «традиционными», и вы сможете делать их «с закрытыми глазами». Но, в любом случае, нужно работать по максимуму и стараться написать сценарий как можно лучше и эффективней.
Компания «J&J Concrete» ( «J&J Бетон») нанимает вас, чтобы вы написали сценарий для ролика с новой инструкцией по промышленной безопасности. На первой встрече с клиентом вы получаете следующую информацию.
Сотрудники не понимают философию безопасности компании. Производственный травматизм растет на глазах. Требуется медиа-инструмент, чтобы донести правила безопасности до сотрудников.
Из всех рабочих компании «J&J Concrete» половина закончили школу; 99% – мужчины в возрасте от 20 до 40 лет.
Большинство рабочих гордятся тем, что они заняты настоящим «мужским» делом, и в компании царит «мачо» философия. Они не любят разговоров «вокруг да около», не любят отговорок. И, если уж на то пошло, «правила безопасности» они не воспринимают всерьёз – им кажется, что они «для девочек».
ЦЕЛИ
Посмотрев предложенное видео, сотрудники должны:
- научиться объяснять правила безопасности,
- получить мотивацию соблюдать правила безопасности на практике как неотъемлемую часть их работы
Что из предложенного ниже станет наиболее эффективной концепцией, которая убедит продюсера и клиента?
Строителю кажется, что он слишком «крут», чтобы выполнять правила безопасности. В беседе с коллегой, который выполняет правила безопасности, он утверждает, что правила эти – полный бред. В тот же день он работает на ковшовом погрузчике (опрокидывающийся загрузочный ковш). Каску он не надевает – каски для слабаков! Внезапно ему на голову падает кирпич, и он попадает в больницу с травмой черепа. К счастью, ничего серьёзного, но этого случая хватило, чтобы наш «крутой парень» уверовал в правила безопасности раз и навсегда.
Сотрудник, забывающий следовать правилам безопасности, постоянно попадает впросак (все сделано в духе клоунского представления): то ему на голову упадет молоток, то бедолага наступит на поддон с ржавыми гвоздями, то свалится в котлован, то ему по ноге проедет трактор.
На стройке играет рок-группа! Музыканты одеты в униформу строителей, а в самой песне зарифмованы правила безопасности, а также опасности, которые вас поджидают в случае их невыполнения.
Ведущий, одетый, как строитель, ведет экскурсию по стройплощадке, объясняя, откуда взялись новые правила безопасности, и перечисляя случаи травматизма и даже гибели неосторожных строителей. Несчастные случаи визуализированы короткими драматичными вставками. По отношению к аудитории ведущий настроен позитивно, но факты есть факты, и он безжалостно их перечисляет. Он говорит, что знает, что аудитория состоит из мужчин, которые не любят приказов. Однако его задача, говорит он, передать им информацию о настоящих несчастных случаях, которые произошли с теми, кто решил проигнорировать правила безопасности, а дальше каждый делает выбор сам. В отчетах о происшествиях также говорится о страданиях семей рабочих, с которыми случилось несчастье. Решение, следовать ли правилам безопасности, остается за зрителями.
(Ответ см. в приложении «Вы пишете сценарий»)