En

Формат сценария художественного фильма - специфическая форма литературы, которая служит нескольким целям. 

Во-первых, он нужен, чтобы сценарист как можно точнее донёс свой замысел до режиссёра. А это, как мы уже говорили, необходимо, чтобы режиссёр оживил записанные сцены в съёмочном действии. 

Во-вторых, ориентируясь именно на сценарий, продюсер может начать составлять бюджет ролика. Какие бы другие документы ни присутствовали в проекте, только заполучив сценарий, продюсер может одобрить или, наоборот, отклонить концепции автора и их визуализации. Только в сценарии присутствуют прописанные сцены, а диалоги или рассказ представляют собой единое целое. Более того, только на основе сценария продюсер может составить точный бюджет кинокартины. Хотя уже из сценарного плана можно понять, какие локации или актёры могут быть задействованы, и прикинуть, что ещё может потребоваться для реализации замысла, только сценарий даёт точное представление о предстоящих расходах. Сценарий также является отличным доказательством уже проделанной работы для клиента. Ни из какого другого документа заказчик не увидит, что сценарист ознакомился со спецификой его бизнеса, потрудился структурировать информацию, продумал сцены, диалоги и визуализацию.

Для остальных членов вашей видеокоманды сценарий также является крайне важным документом. Для второго режиссёра или помощника продюсера сценарий форматируется таким образом, чтобы его можно было легко разбить на пронумерованные сцены, списки декораций, расписание съёмок, и так далее.

Парадокс форматирования сценария

Важность форматирования сценария может представлять собой любопытный парадокс для начинающего сценариста, потому что большинство новичков уделяют форматированию столько внимания, что забывают и о содержании, и о концепциях. Новичок прикладывает столько усилий к тому, чтобы название каждой сцены было написано особым шрифтом, что совершенно упускает из вида тот факт, что важно именно содержание этой сцены. Он больше беспокоится о форматировании полей диалога, и не думает, удобно ли будет актёру произносить придуманные им реплики. Он уделяет так много внимания спецэффектам и профессиональным терминам, что не задаётся даже вопросом, насколько вообще важно описание спецэффектов для сценария. Также в сценарии много жирного шрифта и заглавных букв. Они так увлечены красивым форматированием названия каждого съёмочного ракурса, что даже не замечают, что один из этих ракурсов разрушает непрерывность сцены. Опытные сценаристы знают, что, хотя формат сценария важен, вы легко можете подстраивать его под свои нужды. Прежде всего, они знают, что форматирование никогда не должно мешать ясности изложения мыслей. Таким образом, по сути, форматирование сценария также можно считать гибким коммуникационным инструментом с определёнными структурными константами.

Три основных сценарных константы – это:

названия сцен, в которых также указано, где и когда происходит сцена;

описания сцены – краткие, но ёмкие описания происходящего визуального действия, иногда включающие также описание звуков и сопровождающей музыки;

диалог/рассказ – любые слова, произносимые героями или рассказчиком.

Простой пример, включающий все три этих константы, пронумерованные соответственно, будет выглядеть так.

  1. ИНТ ОФИС – ДЕНЬ
  2. Джон заходит в офис, в руках у него кипы документов. Он ужасно рассержен. Он бросает документы Биллу на стол и даёт выход своему гневу.
  3. ДЖОН
    Всё, Билл, хватит! Уже четыре недели прошло! Ты вообще собираешься работать?!

Пример из практики 8

Использование в сценарии готового отснятого материала

Однажды мой знакомый продюсер рассказал, что ему пришёл такой заказ: сделать три двухминутных мотивационных ролика для сотрудников, причём практически бесплатно. Он решил использовать уже готовый видеоматериал из предыдущих видео.
Как сценарист проекта я получил в качестве источника «windowdub» кассеты с записями уже готовых видео. Термин «windowdub» означает тайм-код, бегущий в прямоугольнике в нижней части экрана. Эти тайм-коды позволили мне точно выбирать те места, которые я собирался использовать в качестве исходного материала. В одном случае, например, я выбрал фрагмент, где грузовик едет по магистрали; фрагмент начинался на 01:05:10:00 (1 час, 5 минут, 10 секунд, 0 кадров) и заканчивался на 01:05:20:15. Несложно подсчитать, что этот фрагмент длился 10 секунд и 15 кадров (полсекунды) – десять с половиной секунд. Затем я написал текст закадровой начитки. Это означало, что в левой колонке этих сценариев было очень мало описания сцен как такового. Гораздо важнее для продюсера – названия видео и точный хронометраж, указывающий, где какой фрагмент расположен. 

«Формат двух колонок» и «формат киносценария»

Два основных типа формата сценария, каждый из которых включает три вышеназванных элемента – это формат двух колонок и формат киносценария. Оба типа используются в корпоративном видео, но формат двух колонок более распространён. 

Другие форматы, такие как раскадровки и документальные сценарии, также используются в корпоративном видеопроизводстве, но они скорее исключение, чем правило. Поскольку в обоих форматах используется много общей терминологии, мы сначала рассмотрим оба этих формата в целом, а в следующей главе разберёмся с терминологией.

Формат «двух колонок»

Как следует из названия, элементы сценария распределяются по двум вертикальным колонкам. «Видео» часть обычно записывается в левой колонке, а «аудио» часть – в правой.

Удобство такого формата в том, что картинка помещается рядом с речью, диалогом или звуковыми эффектами, которые ей соответствуют. Этот формат был разработан в основном для многокамерной телевизионной съёмки, когда режиссёр эфира переключается между сигналами с нескольких камер «на лету». Камеры также называются «съёмочными точками». Режиссёр говорит «Точка 3» или «Точка 1», или называет любую другую камеру, с которой нужно в данный момент брать сигнал.

Формат «двух колонок» удобен при такой схеме работы режиссёра, потому что точки съёмки можно легко маркировать в сегментах с действием - напротив дикторского текста или диалогов персонажей. Другая информация – например, наложенные титры или специальные метки переходов – также можно записать рядом, там, где они должны появиться в фильме.

Типичный формат двух колонок для идущей в прямом эфире телевизионной программы выглядит, как показано на рисунке 8.1. Как мы видим, три константы – заголовок сцены, описание сцены, и диалог/дикторский текст - присутствуют, но разнесены по двум вертикальным колонкам. Когда режиссёр эфира использует такой сценарий при многокамерной трансляции, он отмечает в нем точки съёмки, номера камер и другую служебную информацию. В итоге получается документ наподобие того, что изображен на рис. 8.2.

Помимо применения при прямой многокамерной трансляции, идея удобного размещения «слова + картинка» сделала формат «в две колонки» основным форматом сценария, использующимся в корпоративном видео производстве (а также в слайд-шоу).

074.jpg

Рис. 8.1 Типичный формат двух колонок для идущей в прямом эфире телевизионной программы



075.jpg

Рис. 8.2 Документ

Формат киносценария

Формат киносценария – оригинальный «голливудский» формат. Обычно он используется для однокамерных съёмок, что часто случается, например, при выезде на локацию (в отличие от студии).

В однокамерных видео режиссёру не приходится работать с несколькими источниками в режиме реального времени. Вместо этого одна камера переходит из позиции в позицию, и одно и то же действие проигрывается актёрами несколько раз – так и создается эффект «многокамерности». Впоследствии при монтаже кусочки одной и той же сцены, снятые с разных ракурсов, дают несколько ракурсов одного события.

В формате киносценария звук и картинка не разбиваются на две колонки. Сначала через всю страницу идут описания сцен, затем, ниже – соответствующий им диалог или дикторский текст. Диалог и дикторский текст также пишутся внизу страницы во всю ширину.

Типичный формат киносценария выглядит, как показано на рисунке 8.3. Опять-таки, мы имеем дело с тремя основными константами, но, как мы видим, такой формат не подходит для многокамерной съемки видео. Однако в случае с разбивкой на несколько дублей, снятых с разных ракурсов, он вполне приемлем. В законченном виде он будет выглядеть примерно так, как показано на Рис. 8.4.

076.jpg

Рис. 8.3 Типичный формат киносценария



077.jpg

Рис. 8.4 Типичный формат киносценария в законченном виде

Раскадровка

Формат «раскадровки» обычно используется для коротких видео – например, для рекламных роликов (см. Рис 8.5-8.7). Его цель – показать клиенту и продюсеру рисунки (или даже фотографии) задуманной визуализации и их соотношение с диалогами или дикторским текстом. Раскадровка обычно состоит из серии картинок – как бы кадров – созданных сценаристом, режиссёром или специально приглашённым художником. Предполагается, что каждый нарисованный кадр будет показан на экране, а соответствующий ему дикторский текст, диалог или описание сцены помещаются рядом с ним – снизу или сбоку. Если речь идёт о более масштабном видео продукте, раскадровки иногда используются не везде, а чтобы графически проиллюстрировать наиболее важные части сценария, особенно те, что плохо поддаются словесному описанию. Режиссёры часто рисуют простые раскадровки в качестве инструмента визуализации ещё на стадии планирования съёмок и производства.

Поскольку форматы киносценария и двух колонок являются наиболее распространённым в корпоративном видеопроизводстве, сценарист должен уметь работать в любом из этих стилей по просьбе продюсера. Формат раскадровки не столь распространён, но сценарист должен уметь работать и с ним, на случай если возникнет такая необходимость.

Сценарий-повествование

Сценарий-повествование сводится к текстовому формату. Он может быть записан как колонкой (без описания сцен в левой колонке), так и просто сплошным текстом. Сценарий рассказ (или «сценарий дикторского текста») часто используется, когда в кадре имеется просто говорящий человек – например, Генеральный директор компании записывает обращение к сотрудникам. Формат дикторского текста используется в аудиопроектах (например, в обучающих аудиокассетах) или в ситуациях, когда продюсер уже предопределил визуальную составляющую сценария. Помимо дикторского текста, в аудиопроектах может присутствовать и диалог. Хотя в формате «повествовательного сценария» отсутствует визуальная составляющая, в сфере корпоративного видео он используется не так уж и редко. Многие руководители фирм любят появляться в кадре, и тогда им, как ни крути, нужен сценарий. Хотя бы по этой причине сценарист корпоративного видео должен уметь работать в формате «дикторского текста», если это потребуется.


Вот краткий неполный пример.

ХАРОЛЛД АВРЕЛЛ  СЦЕНАРИЙ-РАССКАЗ

Вступительные кадры к «Сегодня и Завтра»

МИСТЕР АВРЕЛЛ

Прежде чем вы посмотрите следующий фильм, важно, чтобы вы понимали, в каком направлении наша компания будет двигаться ближайшие десять лет. Кроме того, важно, чтобы вы знали, как именно общая концепция деятельности компании поможет нам придерживаться намеченного курса. Предстоящее десятилетие будет трудным, но интересным.

Репортажно-документальный сценарий

Иногда видео снимается и без сценария. В документалистике исследование предмета может начаться непосредственно с процесса съёмки, и нюансы сценария и переходы могут быть прописаны позже, чтобы помочь структурировать визуальные элементы и обеспечить необходимую поддержку повествования.

Когда дело обстоит именно так, в помощь режиссёру или оператору требуется краткое изложение сценария. Документально-репортажный сценарий служит именно этой цели. В нём содержится общее описание визуальных идей, а также изложены основные темы, на которые у людей будут брать интервью. Сценарии, которые пишутся для документальных фильмов, часто сводятся к формату сценария-повествования. Так происходит, потому что визуальные сцены уже отсняты, и уже решено, какой именно материал будет использоваться.

078.jpg

Рис. 8.5 Пример рекламного ролика

Вот краткое описание документального сценария, использующееся для видео, посвящённого загрязнению воздуха. Целью ролика было посмотреть на проблему загрязнения воздуха глазами детей.

079.jpg

Рис. 8.6 Пример рекламного ролика


КТО ЗАПАЧКАЛ РАДУГУ?
Документальный фильм о загрязнении воздуха.

  1. Возможно, начинаем с кадров детей, играющих на детской площадке. Затем ведущие говорят о загрязнении воздуха, об исчезновении озонового слоя и т.д. - всё это перебивается кадрами с городским смогом, и машинами, стоящими в пробках.
  2. Шестиклассников интервьюируют на школьном дворе. Ответы не заготовленные. Возможные темы разговора:
  • Хуже всего в жаркие дни. Иногда даже больно глазам.
  • Возможно, родители об этом не знают, но основной удар приходится на детей, потому что они больше времени проводят на улице, особенно летом.
  • Иногда даже больно в груди. Страшно!

080.jpg
081.jpg

Рис. 8.7 Пример рекламного ролика

Пример из практики 9

Тест для руководителей: знаете ли вы свой предмет

Однажды меня попросили написать короткий «кинопробный» сценарий-рассказ для нового руководителя предприятия. По словам клиента, единственной целью этой съёмки было дать отделу по связям с общественностью возможность посмотреть, насколько «видеогеничен» новый руководитель. Соответственно, планировалось, что прежде чем он появится на корпоративном телевидении, ему при необходимости окажут «тренерскую помощь». 

Однако когда мы с продюсером начали обсуждать этот проект, она попросила меня хотя бы немного узнать о стиле руководства нового сотрудника, и том, что он считает важным в работе. Её аргументация была такова: если в тексте будут затронуты интересующие его вопросы, то на этой видеозаписи, хотя бы даже и пробной, он будет гораздо более «настоящим». 

Я полностью согласился и написал трёхминутный сценарий дикторского текста, основываясь на полученной мной информации о приоритетах нового руководителя.

Впоследствии мне рассказали, что когда он пришел и стал читать текст, сопровождающий его вице-президент заметил, что читал он материал с особым чувством, и его слова звучали особенно искренне. Отснятый в тот день материал, вместе с представлением нового руководителя, впоследствии включили в квартальную новостную программу компании. Оказалось, что лучшего способа представить нового руководителя и не требовалось.

Хотя в таком сценарии и нет конкретных описаний сцен, он (сценарий), тем не менее, дает режиссёру общее направление, в котором ему стоит подбирать видеоряд и фрагменты интервью. Впоследствии лучшие из этих кадров и фрагментов интервью можно монтировать вместе, и написать в дополнение закадровый текст. Фрагменты таких «документальных» сценариев часто используются как части сценариев видео с ведущим в кадре. Так можно делать, когда для некоторых частей видео сценарий уже написан (в образовательных или мотивационных целях), но само видео по большей части состоит из фрагментов импровизированных интервью.

083.jpg

Следующий пример – выдержка из сценария, в котором описывается система оказания помощи начинающим сотрудникам в большой корпорации.

ИНТ ОФИС МАРСИ АЛЬБЕРТ - ДЕНЬ 
Мы видим КАДР Марси, дающей советы сотрудникам, и слышим, как ведущий за кадром говорит... 

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ 

... итак, давайте начнем с Марси Альберт, администратора программы помощи сотрудникам северного филиала. Она дипломированный специалист-психолог, и ей нравится смотреть, как люди растут над собой и становятся членами нашей команды... 


ИНТ ОФИС МАРСИ - ВЕРАНДА - ДЕНЬ 
МАРСИ - сейчас мы разговариваем с 

МАРСИ

(Своими словами) 

  1. Её подход к философии помощи молодым сотрудникам 
  2. Как она справляется с теми, кто пьёт или употребляет наркотики 
  3. Все услуги помощи молодым сотрудникам доступны для каждого. 

Она завершает высказывать свои мысли, и мы...

РАСТВОРЕНИЕ

И наконец

Теперь, когда мы рассмотрели стандартные варианты сценариев, к которым применима общая терминология, давайте в следующей главе рассмотрим саму терминологию.

Вы пишете сценарий 6

Как следующий раздел сценарного плана мог бы быть переписан, чтобы лучше выполнять стоящие перед ним задачи?

  1. ИНТ ОФИС ДЖОНА
  2. КАМЕРА СЛЕДУЕТ за Джоном, который вступает в разговор с Мэри. Джон и Мэри обсуждают недавнюю аттестацию АРНОЛЬДА. КРУПНЫМ ПЛАНОМ мы видим оценочный лист. Входит Арнольд. Из КРУПНОГО ПЛАНА оценочного листа мы понимаем, что Арнольд расстроен результатами аттестации, которые обсуждали Джон и Мэри.
  3. Мы ПЕРЕКЛЮЧАЕМСЯ на сцену у Арнольда дома два дня спустя. КАМЕРА СЛЕДУЕТ за Дженифер, женой Арнольда; она идет из кухни в гостиную и несет тарелку; в тарелке жаркое. Происходит обмен репликами, и диалог между Арнольдом и Дженифер ПОКАЗЫВАЕТ, насколько недоволен Арнольд результатами аттестации. Внезапно становится понятно, что Арнольд даже думает уволиться.

(Ответ см. в приложении   «Вы пишете сценарий»)