После того как у сценариста появляется чёткое понимание содержания будущего видео, начинается, собственно, творческий процесс (см.рисунок 6.1). В ходе творческого процесса два вида информации сливаются в единую концепцию.
Перед тем как приступить к разработке вариантов концепции, давайте быстро пройдёмся по основным отличиям между текстом и картинками. Это разграничение важно, поскольку среда, в которой вы работаете, во многом определяет ваш подход к предмету. Другими словами, концепции, предназначенные для книг или даже журнальных статей, будут отличаться от тех, что предназначены для сценариев видео. Концепция, написанная для печати, будет отличаться от концепции, написанной для видео, примерно так же, как «сказать» отличается от «показать».
Когда вы разговариваете с собеседником, вы передаёте информацию словами. При помощи слов вы пытаетесь вызвать в сознании собеседника картинки, иллюстрации той информации, что вы хотите передать. Если вы передаёте информацию в устной форме, вы говорите. Если в письменной — пишете или печатаете. В этом случае слова — ваш главный инструмент связи. Они самый главный фактор, потому что именно благодаря им слушатель (читатель) усваивает информацию.
Такие концепции основаны на мастерстве художественного слова, призванном разбудить воображение читателя или слушателя.
Выражая визуальные идеи, автор думает, не что сказать, а что показать. Хотя слова по-прежнему важны, их важность из художественной плоскости переходит в техническую. Да, сценаристу по-прежнему необходимо доносить свои идеи до продюсера, режиссёра или заказчика, но слова уже не будут тем элементом коммуникации, который разбудит воображение человека, читающего сценарий. Слова становятся просто инструментом, при помощи которого сценарист описывает цепочку картин, которые в итоге должны сложиться в послание, предназначенное не читателю, а зрителю.
Как мы видим, главный вопрос, стоящий перед сценаристом — не «Какие слова мне написать на этой странице?», а «Какие картинки должны в итоге возникнуть на экране?».
Способность рассмотреть коммуникационную проблему и перевести её в такую вот визуальную плоскость — ключ к успеху в работе сценариста эффективного видео.
Рис 6.1 Процесс разработки концепции. Хотя на первый взгляд может показаться, что разработка концепции — это некий единый плавно протекающий процесс, на самом деле и его можно разбить на этапы.
Вначале составляется общая концепция, а потом на детальном уровне она уже разбивается на отдельные сцены.
В следующих главах будет показано, как, постоянно помня, что наша цель не «рассказать», а «показать», мы можем применять концептуальное мышление и добиваться визуализации. В качестве первого шага мы можем описать творческую концепцию как: творческую визуальную идею, которая основана на исследованной информации, ставшей основой истории и её визуализации.
Звучит просто? Да, это действительно очень простой процесс. Кто угодно может анализировать собранные факты (тем более систематизированные!) и придумывать концепции хоть весь день! Трудность в том, чтобы придумать эффективную концепцию — визуальные идеи, передающие нужный контент таким образом, чтобы решить стоящие перед заказчиком коммуникационные проблемы, ради чего, собственно, и создается видеоролик.
Да, и не забываем, что нужно ещё, чтобы видео понравилось потенциальной аудитории!
Однажды мой друг-сценарист придумал интересный способ оживить рекламный ролик тренажёрного зала (там как раз в конце на экране должен был появиться телефонный номер).
Ролик был задуман очень динамичным — забойный саундтрек, звуковые эффекты, движущаяся камера, замедленная и ускоренная съёмка. Хотя автор знал, что ролик должен закончиться слоганом и телефоном, по которому в дальнейшем будут звонить клиенты, ему не нравилось, что на экране «под занавес» просто появятся буквы и цифры, и просто «остановят шоу».
Решением стало творческое использование звуковых эффектов и белых букв на черном фоне.
Кадр внезапно затемняется. Часть слогана (именно центральная часть!) и телефонный номер «опускаются» сверху кадра.
Мы СЛЫШИМ ГРОМКИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ СТУК, как будто гриф штанги валится на пол, когда слова «падают» в нижнюю треть экрана.
Слоган: «Парни! В качалку! ЗВОНИТЬ».
Две другие части сообщения — с двух сторон! — подъезжают с каждой стороны слогана, как будто блины штанги, насаживаемые на гриф. Слышен тот же характерный металлический звук (блины надели на штангу). Вместе получается:
ЗАЛ «Ф.П.ДОРЗ» Парни! В качалку! ЗВОНИТЬ: 555-2245
Кадр удерживается пять секунд, затем удар музыки и...ТЁМНЫЙ ЭКРАН!
Люди мыслят категориями сходства (это похоже на то) и различия (это не похоже на то). Используйте это как единый знаменатель понимания.— Кен Гуллексон Cценарист корпоративного видео
Существуют два основных типа концепций: программный и сегментный. Программные концепции носят общий характер. Они обычно представляют некую единую общую идею визуальной презентации проекта.
Вот некоторые примеры программных концепций.
Юмористический игровой ролик. Два таксиста демонстрируют важность ремней безопасности, на бешеной скорости проносясь по городу.
Закадровый дикторский текст и инфографика. Диктор за кадром рассказывает нам об индексах фондовых бирж — на экране инфографика.
Репортёр в кадре, перебиваемый нарезкой или вставными сюжетами. Например, журналист ведёт репортаж из наркологической клиники, а репортаж этот перебивается кадрами, показывающими, как у человека вырабатывается зависимость.
Сегментные концепции также отображают визуализацию идей, но они посвящены отдельным сегментам видео. Вот примеры некоторых сегментных концепций (кстати, все они могут быть использованы в одном и том же видео).
Инфографика с цифровыми видео эффектами (digital video effects). Рисованный мультфильм или графика хорошо работают в начале ролика.
Полиэкран. Старая и новая продукция показана в левом и правом окне экрана, что обеспечивает визуальный контраст.
Статичные изображения с титрами. Статичные изображения контрольно-измерительного прибора; на экране титры: «Часть 1: циферблат прибора — общая информация».
Работа сценариста — найти способ сделать фильм интересным и эффективным, найдя оптимальный баланс между тем, чего хочет клиент, продюсер и аудитория.— Пэтти Райан Продюсер корпоративного видео
И программные, и сегментные концепции разрабатываются посредством мозгового штурма и «отсекания лишнего» — это и есть концептуальное мышление. Стоит потратить немного времени, чтобы ближе познакомиться с пошаговым анализом работы концептуального мышления.
Однако не стоит забывать при этом, что концептуальное мышление — прежде всего, творческий процесс. Он не всегда протекает в точном соответствии с неким линейным алгоритмом. Некоторые из тех шагов, что мы разберём, возможно, будут опущены в вашем случае, или вы сделаете их неосознанно. Вам может показаться, что весь процесс просто представляет собой цепочку сменяющих друг друга идей. Тем не менее, концептуальное мышление можно разбить на отдельные стадии. Вот примерный алгоритм.
Для того чтобы проследить, как этот процесс приводит к функциональному результату, давайте посмотрим, какие программные и сегментные концепции могут получиться у нас на бумаге.
Возьмем лист бумаги и разделим его на три колонки. Слева будет колонка контента — в ней будет собранная фактическая информация; в центре будет колонка концепции, в ней будут записаны идеи, возникшие в ходе мозгового штурма, а в правой колонке будут отзывы КПД.
Уединимся в тихом месте, где нам никто не мешает! Если вернуться к уже знакомой теме «новых правил парковки», и запустить процесс мозгового штурма, наш список идей может получиться примерно таким:
КОНТЕНТ (Содержание) | Концепция | КПД |
Проект |
|
|
3-шаговый процесс парковки |
|
|
Выйти и проверить занимает 22 секунды |
|
|
Проверить обходится дешевле |
|
|
Не ограничиваться съёмками склада, контейнеров, машин сотрудников с открытыми дверьми - чтобы привлекало внимание |
|
|
Захватывающее начало |
|
Как мы видим, изначальный результат мозгового штурма представляет собой набор фактов, уложенных в соответствующие программные и сегментные концепты, которые могут служить основой для визуальной передачи информации. Наш следующий шаг — отзывы КПД. После отсева список будет примерно таким.
КОНТЕНТ (Содержание) | Концепция | КПД |
Проект |
|
Хорошо |
|
Очень достоверно | |
|
Достоверно, но как такое снять? | |
|
Нет, слишком надумано и душещипательно | |
3-шаговый процесс парковки |
|
ОК, лучше водитель |
|
Да | |
|
Дорого? | |
Выйти и проверить занимает 22 секунды |
|
Да, водитель такой, настоящий мужик. Часы – не высокомерно ли? |
|
Отзывы – достоверно! | |
|
Да, если правильно подать! | |
|
Не дёшево? | |
Проверить обходится дешевле |
|
Появление или статика? |
|
Да, если правильно подать | |
|
Может быть | |
|
Привлекательный образ | |
|
Хорошо, но не слишком ли дорого будет снимать аварию? | |
Не ограничиваться съёмками склада, контейнеров, машин сотрудников с открытыми дверьми - чтобы привлекало внимание |
|
Хорошо, но уж очень сложные съёмки |
|
ОК | |
|
Может разозлить водителей | |
Захватывающее начало |
|
Хорошо |
|
Хороший конфликт | |
|
ОК | |
|
Хорошо |
Если пройтись по этому списку, можно обнаружить, что отзывы КПД заставляют взглянуть в новом свете на идеи, появившиеся в ходе мозговой атаки.
Например, в колонке «проект», сказано, что репортёр в кадре — это хорошо, но убедительней всего для аудитории выглядела бы дискуссия водителей за столом. Однако отзывы КПД поднимают и проблему — как реально заснять такую дискуссию?
Второй пункт — собственно трёхшаговый алгоритм парковки, цель видео как раз в том, чтобы обучить водителей. Согласно отзыву КПД, идея игрового ролика хороша, но для целевой аудитории актёры в кадре будут смотреться менее убедительно, чем настоящие водители. Анимация — ещё один возможный концепт, но КПД предполагает, что это может быть дорого; здесь возникают ограничения для продюсера.
Следующий пункт: процедура «выйти и проверить» занимает всего 22 секунды. У КПД возникает вопрос: не будут ли часы смотреться высокомерно по отношению к аудитории, которая состоит из водителей грузовиков — они, в принципе, знают, сколько занимает этот процесс. Однако свидетельства других водителей отмечены как вызывающие максимальное доверие у целевой аудитории.
В последнем пункте концепции начала проекта — нарезка интервью с водителями и складскими работниками, каждый озвучивает свою сторону проблемы. С первых секунд это создало бы интересный конфликт, захватывающий внимание зрителей. С другой стороны, возникает вопрос — насколько уместно показывать такой конфликт? Это серьёзное ограничение, высказанное клиентом. Некоторые клиенты настаивают на том, что любое нововведение должно быть показано только в позитивном свете, хотя немного негативной информации очень хорошо помогло бы донести идею до зрителя.
Быстро пробежимся по остатку списка. Шаблон повторяется: содержимое слева, концепции в центре, и вопросы и сомнения клиента, дизайнера и продюсера — справа.
Отсеяв, таким образом, все нерабочие идеи, на выходе получаем список концепций-финалистов. После отсева список будет примерно таким.
КОНТЕНТ (Содержание) | Концепция | КПД |
Проект |
|
Хорошо |
|
Очень достоверно | |
3-шаговый процесс парковки |
|
ОК, лучше водитель |
|
Да | |
|
Да | |
Выйти и проверить занимает 22 секунды |
|
Да, водитель такой, настоящий мужик Часы – не высокомерно ли? |
|
Отзывы – достоверно! | |
|
Да, если правильно подать! | |
|
Не дёшево? | |
Проверить обходится дешевле |
|
Да, если правильно подать |
Не ограничиваться съёмками склада, контейнеров, машин сотрудников с открытыми дверьми – чтобы привлекало внимание |
|
ОК |
Захватывающее начало |
|
ОК |
|
Хорошо |
Однажды моего друга попросили написать сценарий ролика для клиента, который хотел научить своих сотрудников обращаться с новым электронным калибровочным устройством. Бюджет был минимальным; и клиент, и продюсер согласились, что нужно что-то аккуратное, структурное, без ненужного блеска.
Поскольку аудитория состояла из «синих воротничков», то есть, работников мастерской, было принято решение, что в кадре появится инструктор, снятый в обстановке, схожей с мастерской, где работают сотрудники. Также было решено, что инструктор будет разговаривать «на равных», как рядовой сотрудник мастерской.
Однако никто бы не смог рассмотреть шкалу крошечного счётчика из рук «инструктора», и поэтому были сделаны врезки, на которых счётчик был показан сверхкрупным планом. Также, поскольку видео должно было носить обучающий характер, информация была продублирована наложенными титрами. Например, вот выдержка из сценария:
ШКАЛА ЭЛЕКТРОННОГО БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ.
Установлено «десятикратное увеличение» (X 10).
НАЛОЖЕННЫЙ ТИТР: "Х 10" = ПОКАЗАНИЕ ПРИБОРА СЛЕДУЕТ УМНОЖИТЬ НА 10
ГОЛОС ИНСТРУКТОРА ЗА КАДРОМ
Однако, когда шкала установлена в положение десятикратного увеличения, все показания прибора умножаются на 10.
В результате получилось очень простое, экономное, и в то же время эффективное видео. Все крупные планы (шкалу счетчика) сняли на стандартную 35-миллиметровую камеру, а затем включили в видео. Крупные планы перемежались с комментирующим инструктором в кадре; информация дублировалась в наложенных титрах. Конечно, это было не самое захватывающее видео на свете, но оно отвечало поставленной задаче, и сценарий получил одобрение от КПД — клиента, продюсера и дизайнера.
Однажды был такой случай: отдел продаж крупной компании планировал предпраздничный банкет с торжественным награждением победителей в соревновании; к этому мероприятию нужно было сделать музыкальный клип — вдохновляющий, весёлый и мотивирующий. Никакой обучающей информации! Аудитория состояла из сотрудников отдела продаж, которые работали очень упорно, соревнуясь за лучший результат, и бюджет видео был соответствующим.
Поскольку имиджевой темой всего полугодового соревнования был футбол, заодно запланировали субботнюю игру в соседнем парке. Участвующие в соревновании сотрудники были также приглашены прийти поиграть в американский футбол. Всем раздали кока-колу и ланч в коробках. Игру и весь остальной праздник снимали на несколько камер.
Мотивационная песня была не только написана, но уже и записана «под ключ». Именно саундтрек обусловил финальный выбор концепции: трёхминутная нарезка кадров, где сотрудники играют в американский футбол.
Смонтированное видео показали сотрудникам три недели спустя на праздничном банкете, на котором осуществлялось награждение. Мероприятие проходило в большом зале. Свет приглушили, и без всякого предупреждения видео пошло на большом экране. Увидев себя, членов своих семей, а также своих коллег, играющими в футбол в замедленной съёмке под «фирменный» саундтрек, сотрудники компании пришли в восторг.
В одной крупной компании ввели новые правила принятия стратегических решений, и многие сотрудники сразу отнеслись к нему с подозрением. Так называемое «участие сотрудников в работе компании» состояло в том, что должны были проводиться планёрки с участием, как руководства, так и рядовых сотрудников, на которых последним «можно было всё».
Обе группы сотрудников сразу в штыки восприняли ниспосланное сверху нововведение. Управленцам показалось, что у них отнимают власть, а рядовые сотрудники восприняли новшество как «игру в демократию» — всё равно на самом деле к их мнению никто прислушиваться не будет.
Чтобы завоевать доверие зрителей — в этом была основная задача — в репортажном видео были показаны интервью с сотрудниками других компаний, которые уже убедились, что эта система успешно работает. Клиенту очень хотелось, чтобы аудитория увидела фрагменты таких «вседозволенных» планёрок, и поэтому интервью перемежались с документальными нередактированными съёмками реальных совещаний.
Казалось, что фильм вообще снят без сценария (хотя сценарий, конечно же, был) — и с помощью этого фильма руководству компании удалось убедить менеджеров и рядовых сотрудников хотя бы попробовать новую систему.
Однажды у нас заказали видео, которое должно было убедить сотрудников крупной компании внести свой посильный вклад в очищение воздуха в Лос-Анжелесе и его пригородах. Как можно внести такой вклад? Оказывается, можно! Если вы живёте рядом, совместно использовать один автомобиль (подвозить по очереди друг друга на работу), отказаться от машины вообще (пользоваться общественным транспортом), пересесть на велосипед, и так далее.
И клиент, и продюсер чувствовали, что нужно создать что-то значительное и запоминающееся, потому что сотрудники видели уже несколько мотивационных роликов, но заботиться о чистоте окружающей среды никто так и не начал. Бюджет был очень небольшим. После долгих раздумий было решено построить видео на интервью с детьми, рассказывающими о смоге и рассуждающими о будущем своего города. Эти фрагменты чередовались с тремя другими элементами: простыми титрами с информацией о том, насколько смог вреден для детей, съёмками задымленного города и магистралей, и детскими рисунками, на которых был изображен смог и его вредные последствия для людей и животных.
Детей мы сняли на детской площадке, где они играли в активные игры. Детские истории, перемежающиеся с простыми, но сильными фактами и картинами на экране, сложились в очень мощное мотивационное видео.
Многие неопытные сценаристы полагаются на игровое видео, как на основной приём передачи информации. Им кажется, что игровые ролики сами по себе напоминают «кино», а значит, они интересны, а значит, они эффективны. Опытные сценаристы знают, что во многих ситуациях игровые ролики могут привести к прямо противоположному результату. К примеру, игровой ролик просто противопоказан, когда нужно донести до сотрудников компании идеи, которые в принципе могут вызвать у них отторжение. Только представьте: «Работать допоздна, без выходных и без дополнительной оплаты полезно, потому что это поможет компании снова встать на ноги!» Хотя это заявление в принципе не лишено смысла, понятно, что большинство сотрудников воспримет его в штыки. Если вы снимете игровой ролик, в котором образцовый сотрудник успешно убеждает своего менее сознательного коллегу в том, что «работать без выходных и без оплаты полезно», такой ролик не вызовет у аудитории ничего, кроме насмешек: «У начальства окончательно крыша поехала!».
Однако давайте разбёрем более реалистичную ситуацию — допустим, вы делаете ролик для отдела продаж, и основной посыл такой: «Вот три безотказных приёма, с помощью которых вы закроете сделку меньше, чем за час». Высока вероятность, что аудитория будет с интересом ждать игровой ролик, в котором актёры покажут эти приёмы. Если сценарий будет интересным, а игра актёров профессиональной, этот фильм сотрудники будут смотреть, затаив дыхание.
То же самое справедливо в отношении юмористических или музыкальных концепций. Они могут быть очень интересными, но нужно знать, как и когда их применять. Сочиняя такую концепцию, как минимум, постарайтесь представить, как её воспримут КПД — и многое сразу встанет на свои места.
Главное, что следует вынести из этих примеров — это то, что различным программным и сегментным концепциям уделялось много внимания, и финальный выбор концепции определялся именно в ходе разобранного нами процесса: сбор и систематизация фактической информации, мозговой штурм, и, наконец, отсев КПД как финальный тест на жизнеспособность. Как уже было сказано, процесс создания концепции не обязательно должен идти линейно, следуя жёсткому алгоритму. Три категории информации могут быть написаны на нескольких листах бумаги — не обязательно разлиновывать один лист на три колонки. Часть информации может быть записана на диктофон и уже впоследствии перенесена на бумагу. В действительности, информация может быть вообще нигде не записана. Весь процесс может происходить просто в голове у сценариста. Однако в какой бы форме он ни протекал, суть остается неизменной — это преобразование сырой фактической информации в продуктивную жизнеспособную сценарную концепцию.
По завершении концептуальной стадии финальным шагом становится утверждение концепции, на которой будет строиться ролик. Теперь настает очередь визуализации.
На первой встрече с клиентом, посвящённой разработке видео, к которому вам предстоит написать сценарий, клиент и продюсер дали вам следующую информацию.
Убедить сотрудников, что новая система автоматизированной обработки клиентских заказов не приведет к массовым увольнениям, а, напротив, существенно облегчит их работу и сделает её более интересной.
Такая же система была установлена год назад в филиале этой же компании в другом штате. Она не привела ни к каким увольнениям, и всем сотрудникам она понравилась, потому что сделала их работу легче и приятней.
Сотрудники относятся к новой системе с подозрением. Это отчасти связано с тем, что за последние несколько лет в компании произошло много перемен, и сотрудники не уверены в будущем компании и в своем будущем в целом.
Сотрудники ничего не знают о новой системе, кроме обрывочных слухов. В настоящее время они работают практически вручную, но знают свое дело очень хорошо.
ЦЕЛИ
С учетом всего сказанного, какая из трёх предложенных программных концепций будет наиболее уместной?
В мини-фильме показываются те же сотрудники компании (их играют актёры), спустя год, после того как внедрили новую систему. Работать стало легче и интереснее. Все на своих местах, никого не уволили.
Документальное видео, состоящее преимущественно из интервью с сотрудниками компании, работающими в другом штате, в филиале, где эта система успешно работает. Они открыто рассказали бы о страхах, которые испытывали в связи с внедрением новой системы, и о том, как эти страхи не оправдались — никаких увольнений не последовало, а работать стало легче. Все интервью-свидетельства настоящие.
Ведущий рассказывает о преимуществах новой системы и показывает её в действии. В фильме показывается, как сотрудники филиала в другом штате уже работают по новой системе. Перебивки с ведущим снимаются в студии. Видео открывается обращением президента компании, который приветствует сотрудников и, в числе прочего, ответственно заявляет, что ни к каким увольнениям новая система не приведет.
(Ответ см. в приложении «Вы пишете сценарий»)