02 сентябрь 2019

9 лет в эфире или как стать лидером корпоративного телевидения

Генеральный продюсер агентства «Ривелти» Дмитрий Богданов рассказал о пути в корпоративное ТВ и препятствиях, с которыми столкнулся.

Богданов-фото.jpg

Так получилось, что о корпоративном ТВ я знаю достаточно много. А про российское — почти всё. За 9 лет запустил 10 корпоративных телеканалов, ещё с десяток консультировал, обучал и создавал контент. Провел три исследования, написал книгу и снял «Антологию корпоративного телевидения». Сейчас в запуске 3 новых телеканала.

Зарождение корпоративного ТВ в России

Моё знакомство с телевидением началось довольно интересно — с 13 лет я работал ведущим кулинарной программы на подмосковном канале. Затем освоил профессии оператора, монтажёра, художника по графике и выпускающего редактора эфира. Потом работал в Останкино, на Первом канале, делал корпоративные фильмы, рекламу и оформлял церемонию «ТЭФИ».

10 лет назад на каком-то англоязычном сайте вычитал термин Corporate television. Подумал:  «Интересно! — Телевидение для одной компании». В то время в России ещё не было подобных примеров. У пары компаний были ролики, которые крутились на экранах в офисах, но это было мало похоже не телевидение.

Я любил телевидение и умел его создавать. Сделал на сайте страницу, на которой написал: «Мы делаем корпоративное телевидение». Это была чуть ли не единственная страница в Рунете с таким текстом, и по этому ключевому запросу мы попали в ТОП Яндекса.

Первый опыт

Нас стали находить клиенты. Первым был СИБУР. Нефтехимический холдинг имел центральный офис на 2000 человек и десятки предприятий в регионах. У них появилась идея создать себе телеканал, что было весьма прогрессивно в то время.

На встрече мы рассказали и показали, что умеем снимать, озвучили идеи по созданию канала, что и как можно сделать. Далее был тендер, в котором участвовали мы, гигант «РИА Новости», у которых был опыт масштабных телевизионных проектов, и ещё одна взрослая опытная студия, снимающая корпоративные фильмы. Тендер выиграли мы, одолев РИА Новости более низкой ценой, а опытную студию — энтузиазмом и неравнодушием.

Так всё и началось. В ходе работы над первым проектом мы набили все шишки, которые только возможны. Это работа корпоративного ТВ со звуком, текстами, сеткой вещания, особенностями съёмки, хронометражём, прямыми эфирами и кучей остальных деталей. СИБУР понимал экспериментальность подобного инструмента, поэтому с пониманием относился к проекту и учился вместе с нами.

Первое Золото в Каннах

Одним из самых рейтинговых форматов на корпоративном канале СИБУРа стали мультипликационные ролики о технике безопасности: «Что нужно делать, если слышишь пожарную сирену?», «Как не стоит поступать, если застрял в лифте?» и прочие правила.

Вводные данные ограничились бумажной памяткой без картинок с достаточно строгим описанием. Мы понимали, что если сделаем инфографические ролики в стиле плакатов «Не влезай — убьёт», то люди равнодушно пройдут мимо. Поэтому рискнули и разработали ироничный сюжет мультфильма. По сценарию сотрудники совершают ошибки в экстренных ситуациях и поэтому попадают в беду, а главный герой всех спасает и попутно демонстрирует правильное поведение. Клиент согласовал такую концепцию.

Результат всем понравился, и мы решили отправить проект на каннский фестиваль Cannes Corporate Media & TV Awards. Какого же было наше удивление, когда нам дали Золотого дельфина. И это было не просто золото, а первое золото на фестивале в истории России. Волнительно.

cannes rivelty.jpg

Впоследствии к дельфину добавились российские, европейские и американские награды за другие проекты для других клиентов.

Корпоративное ТВ Сoca Cola Hellenic

Второй клиент по корпоративному ТВ к нам пришёл через полгода — это была Сoca Cola Hellenic. Мы уже более уверенно и со знанием дела взялись за проект. Познакомили Кока-Колу с СИБУРом. Менеджеры из Кока-Колы пришли в гости к коллегам из СИБУРа, задали вопросы, посмотрели, как выглядит телеканал и, уточнили, как мы работаем. Коллеги из СИБУРа сообщили, что работаем нормально, есть рабочие вопросы, но они решаются. К тому же в России компетенции по корпоративному ТВ нет ни у кого, кроме «Ривелти», поэтому выбор очевиден.

Разработали и запустили телеканал. С контентной точки зрения всё было хорошо. А вот с технической — не очень. Техническую сторону проекта взял на себя IT-отдел заказчика. Ими была выбрана система вещания FRIENDLYWAY. Это было довольно бюджетное решение. Но несмотря на располагающее название система была далеко не «френдли»: «глючила», постоянно вылетала, сбивала сетку вещания и на ровном месте создавала проблемы.

После запуска телеканала мы год сопровождали проект, создавали еженедельный контент. А дальше случилось то, что обычно и случается с продуктами плохого качества, — европейские разработчики закрыли FRIENDLYWAY. Кока-Кола осталась наедине с корпоративным каналом, который работал на «глючном» и не поддерживаемым разработчиками софте. В результате пришлось спешно пересаживаться на другую, более стабильную систему. Эту историю я часто рассказываю, как напоминание о необходимости в самом начале сделать правильный выбор.

Задачи корпоративного ТВ

Далее были другие компании и другие проекты. У всех свои задачи и особенности.

РусГидро ставило две задачи. Первая — информирование сотрудников. Вторая — работа с региональными СМИ, которые переживают, что плотины негативно влияют на прибрежные районы.

Газпром нефть создавала телеканал только для центрального офиса, поэтому концепция охватывала не всю компанию, а только офисную часть.

Аэрофлот ставил имиджевые задачи — сотрудники должны ощущать масштаб компании, в которой работают.

Был даже телеканал про ракетные двигатели — невероятно увлекательная работа для Энергомаша. Рисовали двигатели, ракеты, огонь, полёты, снимали конструкторов и инженеров, музей и прочие интересности.

Транснефть, Газпромбанк, Сбербанк, ЕВРАЗ — у каждого из наших корпоративных телеканалов своя аудитория и, как результат, — свои концепции, стиль и контент. Корпоративное телевидение — индивидуально настраиваемый инструмент.

Каждой аудитории — свой контент

Был заказчик, который просил разработать отдельные форматы для руководства. Для рядовых сотрудников, на производстве, транслируется свой контент, более актуальный для этой аудитории, а для руководства акцент сделан на бизнес составляющую — цифры, проекты, эффективность, новости. Общие материалы есть и там, и тут.

Подобное разделение контента для разных аудиторий удалось реализовать на трёх корпоративных телеканалах.

Контента на корпоративном ТВ не так много — от 10 до 45 минут. Его, конечно же, нельзя постоянно крутить друг за другом, как песни в магнитофоне. Есть технологии вёрстки сетки вещания, они позволяют выстраивать контент так, чтобы у зрителя не было ощущения «Дня Сурка»: «Я это уже видел и именно в такой последовательности».

Эффективность корпоративного ТВ

Компании сами становятся медиа. И, хотят они этого или нет, должны создавать полезный и неравнодушный контент. Людей не заставишь смотреть неинтересное корпоративное ТВ.

Для исследования эффективности и рейтингов используются социологические технологии — опросы и анкетирование. Разумеется, это надо делать анонимно.

На заре рабочей молодости была история, когда мы исследовали телеканал и результаты показали, что 95% сотрудников больше всего нравится обращение руководства. Это неплохой показатель, но слишком уж нереальный. Выяснили, что респонденты участвовали в опросе на внутреннем портале под своим логином и понимали, что их ответы будут видны. Через два месяца провели повторное исследование, сделали всё анонимно. Картина стала более реальной — обращения руководства упали на 30%, а мультфильмы, развлекательные рубрики и истории из жизни компании стали более востребованы. Правдивые результаты позволили сделать верные выводы и скорректировать работу.

Одной из самых эффективных компаний с точки зрения исследования контента корпоративного ТВ, по моему мнению, является Coca Cola Hellenic. В проекте «Антология корпоративного телевидения» мы рассказали, как коллеги измеряют эффективность инструмента

Запускаем и аудируем

У контента, транслируемого на экраны, есть свои законы и правила. Снять хороший презентационный ролик и хороший ролик для корпоративного телевидения — это две разные вещи. При запуске каналов мы пытаемся донести эту мысль тем, кто впоследствии будет управлять телеканалом.

После, разработки стратегии, сетки, нейминга, визуального стиля и старта вещания, мы обучаем отдел внутри компании-заказчика работе с телеканалом. Выстроенные процессы подхватывает внутренняя команда клиента, а мы постепенно отходим на второй план. За нами остаются сложные ролики и реклама, а «оперативку» (еженедельные сюжеты) обученная команда делает самостоятельно.

Через полгода возвращаемся и смотрим, что получилось. С течением времени хорошо сделанные шаблоны трансформируются в нечто странное. Один монтажёр добавил элемент, потом другой что-то передвинул — получается бардак, напоминающий письмо дяди Федора из Простоквашино. Мы всё анализируем, чистим, «пылесосим», приводим в порядок шаблоны и людей — обсуждаем с командой ошибки. Далее вновь уходим и ребята берутся за дело.

Штатный синоптик

Однажды в ходе одной такой аудиторской сессии обнаружили необычный сбой. Целых полгода сотрудник заказчика, вбивавший цифры прогноза погоды, делал это, что называется, «от балды». Он специально не смотрел прогноз в интернете, а смотрел в окно и размышлял: «Сегодня было +15 и солнечно, пусть завтра будет +13 и переменная облачность». Зрители сообщали, что прогноз на корпоративном ТВ никогда не сбывается. Грешили на синоптиков, а оказалось, что дело в корпоративном предсказателе. Сотрудника, кстати, не уволили, пожурили только.

Неравнодушная команда корпоративного ТВ

Больше всего в российском корпоративном телевидении меня радует не сам контент, хотя он неплохо развивается, а люди, которые пытаются создать действительно полезный инструмент. Конечно, со стороны наших клиентов присутствует и формальный подход, но подавляющее большинство заказчиков, занимающихся корпоративным ТВ, — живые увлечённые и неравнодушные люди. Их образ у меня ассоциируется вот с этой гифкой — всё вокруг горит, а ты идёшь к цели, несмотря на сложности.

mem.gif

Эти горящие делом люди пытаются в своих больших компаниях с бюрократией и сложными согласованиями, создать что-то действительно полезное, нужное людям. Такой подход вдохновляет — с помощью корпоративного телевидения мы можем влиять на работу сотрудников компании, их настроение, жизненные ценности. Если нам удастся хотя бы на пиксель изменить людей в лучшую сторону — тогда все годы труда и набитые шишки были не зря.


Появились вопросы или нужна консультация по корпоративному ТВ?
Пишите на bogdanov@rivelty.ru

#корпоративное ТВ #внутренниекоммуникации
поделиться поделиться твитнуть телеграмнуть
Оставьте свою электронную почту, чтобы подписаться на рассылку

Спасибо, что подписались на нашу рассылку.

Статьи на тему
Каким компаниям не нужно корпоративное телевидение
Каким компаниям не нужно корпоративное телевидение

Мы составили стоп-лист из факторов, при наличии которых компаниям не стоит внедрять корп. ТВ 

Корпоративное телевидение. 8 решённых задач
Корпоративное телевидение. 8 решённых задач

Мы собрали истории о роли корп. тв в работе с персоналом и выделили 8 основных задач, решаемых введением этого инструмента

Итоги нашего интенсива в M-A-C-S
Итоги нашего интенсива в M-A-C-S
Рассказываем, что было хорошо, а что — плохо
Интенсив «Внутри­корпоративные медиа»
Интенсив «Внутри­корпоративные медиа»
Курс пройдет 12–15 ноября, для всех желающих — скидки