Все знают, что такое мультфильм. Но зачем создавать мультфильмы коммерческой компании?
Есть очень распространённый стереотип, что мультфильмы смотрят дети и подростки. Я на одной встрече предложил компании сделать мультфильм-инструкцию о пользовании их продуктом. В ответ увидел улыбку руководителя и услышал: «Дмитрий, ну какой мультфильм? Ну что Вы? Мы же серьезная компания...». Это было в 2010 году. Сейчас уже ни у кого не возникает вопросов о «серьезности» этой технологии.
Мультипликация — это такой же инструмент видеопроизводства, как видеосъемка и компьютерная графика. Каждый инструмент хорош там, где наиболее эффективен.
Вот несколько мультипликационных проектов из нашего опыта.
Памятка по охране труда для офисных работников
Заказчиком была поставлена задача визуализировать памятку по охране труда. Как это можно было сделать?
Можно было снять сотрудников в офисе и так показать правила.
Можно было создать компьютерную графику со схемами, разрешительными и запрещающими знаками.
Мы же решили сделать мультфильм. С одной стороны, мультипликация привлекает внимание, с другой стороны, под «мультипликационным» соусом можно подать необходимую информацию.
В памятке содержались типовые правила: как пользоваться лифтом, что делать при задымлении, где расположены эвакуационные выходы, как оказывать первую медицинскую помощь и прочее. Сценарная группа выстроила правила в единый линейный сюжет. Потом был сделан мультфильм. Главным героем мультфильма был персонаж, который показывал, как надо правильно поступать в той или иной ситуации. Одновременно это был набор правил и мультфильм, который выглядел, как полноценная история со своей завязкой, развитием и кульминацией.
Проект старались сделать наглядным и местами смешным. Важно было сохранить внимание зрителя.
Этот мультфильм стал первой работой из России, завоевавшей Золотого дельфина на каннском фестивале корпоративных медиа (Cannes Corporate Media & TV Awards).
Искусство быть здоровым
Задача: с помощью корпоративного телевидения обратить внимание сотрудников на здоровый образ жизни. У заказчика была корпоративная брошюра «Искусство быть здоровым». В этом издании собраны советы и рекомендации сотрудникам компании по поддержанию здорового образа жизни.
В качестве инструмента реализации была выбрана мультипликация. Все мы родом из детства, яркие образы и шуточные герои привлекают внимание. Это хороший вариант непринужденной подачи материала.
Главным героем мультфильма стал собирательный образ сотрудника компании. В первой серии он направляется в поликлинику, чтобы пройти обследование: измерить давление, проверить зрение, внимательность... Его сопровождают и поддерживают другие персонажи: рассудительный доктор, очаровательная медсестра, посетители поликлиники.
Во второй серии мы рассказываем историю о том, как полезно много двигаться и на рабочем месте, и дома, как принципы здорового образа жизни благотворно влияют на каждого из нас. В следующих сериях были всяческие приключения, в том числе перемещение во времени. Так получился целый мультипликационный сериал.
Работа оказалась весьма хороша и вошла в число финалистов престижного американского конкурса «2013 New York Festivals International Television & Film Awards».
Каким должен быть мультипликационный герой? Считается, что половина успеха мультфильма — это симпатичные персонажи. Те, которых запомнят и полюбят зрители.
Так, известный американский аниматор Престон Блэйр, работавший в свое время над мультфильмами про Микки Мауса, Пиноккио, семейку Флинстоун, сформулировал свои правила создания привлекательного персонажа:
Это мнение авторитетного специалиста, при этом считаю, что эти правила нельзя считать непреложными: мультипликационные персонажи меняются в соответствии со вкусами аудитории. Биолог и историк Джей Голд приводил в пример образ Микки Мауса. Со временем Микки стал иметь более пухлые округлые формы.
При разработке персонажей необходимо учитывать ряд важных особенностей:
Если персонаж имеет свою комплекцию, прическу, форму лица, специфическую походку, то он уже самостоятельный герой, со своей внешностью и характером, и он — это не я. На такого персонажа я уже буду смотреть со стороны.
Если нам необходимо показать в мультфильме общие правила и принципы, то вполне уместно использовать условно-нарисованного персонажа. Если мы имеем многослойную сюжетную структуру с множеством персонажей, то необходима детальная проработка каждого героя.
Действия персонажа прорабатываются так же детально, как и в кино. Важно понять, кто он, что им движет, какой у него характер, какая у него цель в жизни, как он преодолевает трудности. Несмотря на то, что это мультфильм, работа должна выполняться в полном соответствии с законами сторитейлинга и драматургии — тогда мультфильм будет увлекательным и найдет в зрителе сопереживание героям.
В крупных мировых студиях мультипликаторы изучают актерское мастерство. Это нужно для понимания психологии персонажей.
Мультфильм может быть без персонажей, он может отражать процесс производства компании, например, приготовление хлеба. Такие ролики называют мультипликационной инфографикой.
В кино есть такой термин «локейшн» — это место съемок, место действия. Если в кино локейшн подбирается или строится в павильоне, то в мультфильме он создается с нуля, так, как видят его себе авторы.
Локейшн может быть абстрактным, например белый фон, или может быть очень детальным.
Если мы говорим о корпоративной мультипликации и делаем мультфильм о правилах поведения сотрудников в офисе, то будет верным, рисуя мульт-офис, использовать реальные, узнаваемые объекты. Это может быть здание компании, приёмная, коридоры, форма сотрудников и т.п. Такие подробности помогут зрителю ассоциировать мультфильм со своей компанией. Место и время действия в мультфильме могут быть различными.
В одном из наших мультфильмов персонажи рассказывали о пользе физкультуры и при этом находились в Древнем Риме. Это совершенно не мешало восприятию, а наоборот, создавало особую интригу.
Основная рекомендация в этом разделе не будет отличаться оригинальностью — мультипликация станет эффективным инструментом, если она сможет решить вашу задачу.
Для тех, кто хочет узнать о мультипликации больше, рекомендую книгу «Мультипликационная анимация» (Сartoon animation) Престона Блэра.
Компания «Каефер». Производство — BartosikSTUDIO. Польша.
Сочетание отснятых «живых» рук и мультипликации создает необычную атмосферу. С одной стороны все «мультяшное», с другой стороны есть живые люди, которые эту картину рисуют.
Вёрджин Америка. США.
Это видео американской авиакомпании. Ролик создан в аппликационной манере. Такая технология не нова, раньше она называлась «плоская марионетка». Студия Киевнаучфильм использовала такую стилистику в известном советском мультфильме «Алиса в стране чудес».
«Пугало». Производство — Moonbot Studios и СAA Marketin. США.
В этой короткометражке мы видим мир, в котором производство пищевых продуктов контролируется одним индустриальным гигантом. Мечтая о чем-то лучшем, пугало налаживает альтернативный промышленному гиганту процесс производства здоровой пищи и доносит его до людей. В рамках рекламной кампании посмотревшим ролик «Пугало» предлагается скачать на свой смартфон с сайта приложение и присоединиться в игре к поиску полезной пищи.
Басф. Производство — Frog Feet Productions. США.
Ролик рассказывает о химической компании Басф и проблемах сельского хозяйства. Стилистически работа напоминает карандашный рисунок, оживающий набросок, выполненный в одну линию с небольшим использованием штриховки.
175 лет Российским Железным Дорогам. Россия.
Известный российский мультипликатор и обладатель «Оскара» Александр Петров создал минутный анимационный фильм об истории российских железных дорог.