Вы лихорадочно пытаетесь читать между строк. «В целом одобрили» – это как? «Немного незначительных корректировок» – сколько и каких? Менять реплики в диалогах, которые вы так старательно выверяли? Фактических ошибок там точно быть не может: вы уже знаете всю специфику бизнеса клиента, как свои пять пальцев!
Они хотят поменять структуру? Почему встреча именно сегодня?
После нескольких часов нервного ожидания вы, наконец, приходите на встречу. Всё не так плохо. В трёх местах тон диалога кажется клиенту слишком негативным, немного незначительных уточнений по контенту, и продюсер решила, что в одном месте надо переписать сценарий, поменяв игровую сцену на ведущего в кадре и инфографику.
Да, всё не так уж и плохо, казалось бы. Но как только вы начинаете обдумывать предложенные изменения, вы понимаете, что, стоп, ничего хорошего! Вы вдруг понимаете, что вам предлагают какой-то бред! Почему? Да вы не согласны с этими изменениями! В конце концов, вы в этой команде тот парень (или та девчонка), что умеет писать сценарии! Вы проделали огромную работу: исследовали предмет, придумывали концепцию, сочиняли, редактировали! Вы отполировали свою работу до идеального состояния, и вы несёте ответственность за то, чтобы важная информация дошла до зрителей.
И после всего этого клиент, который ни секунды не провел на производстве и не общался со своими же рабочими (водителями, менеджерами, кем угодно) – имеет наглость утверждать, что диалог звучит «слишком негативно». Да вы, чёрт побери, сами знаете, что он звучит негативно! Вы нарочно написали его в таком ключе, потому что он отражает настроение зрителей. Он звучит негативно, потому что это самый простой способ достучаться до зрителя без дурацкого «ура-позитива»! И вы приходите к простому выводу: вы умный, а клиент – дурак, все факты это подтверждают.
И продюсер тоже хороша! Зачем ей приспичило заменять крутую игровую часть, которая била прямо в цель, каким-то ведущим?!
Однажды меня пригласили написать сценарий для одного крупного банка. Предметом были правила открытия и закрытия в дополнительных офисах. Именно в моменты открытия и закрытия банковские офисы особо уязвимы для грабителей, так что вы понимаете, насколько важен был этот проект.
Началось все гладко. Я встретился с клиентом и продюсером и вкратце набросал сценарный план, основанный на идее игрового ролика с попыткой ограбления, где два сотрудника банка расстраивают планы злоумышленников, следуя правилам открытия и закрытия.
Сразу после нашей первой встречи я написал черновик сценария. Клиент и продюсер позвонили мне и сказали, что это именно тот сценарий, которого они так долго ждали и который покажет сотрудникам, как важно соблюдать правила открытия и закрытия офиса.
Всё шло так хорошо, что я был очень удивлен, когда спустя две недели мне позвонил продюсер и спросил, не буду ли я против, если мне придётся существенно переделать сценарий? Я ответил, что да, конечно же, переделаю, и поинтересовался в чём, собственно, проблема?
Он заверил меня, что с моим сценарием всё в порядке, но на проекте теперь есть новый сопродюсер, и ему нужен новый «сокращённый» вариант сценария.
Вскоре после этого разговора я познакомился с новым продюсером. Он хотел, чтобы я убрал (1) ведущего в кадре (2), всю игровую часть и (3), как следствие, всех актёров. Мне стало ясно, что в «обновлённой» версии всё вообще будет сводиться к инфографике и закадровой начитке.
На тот момент я лишь сказал ему, что внесу все изменения, которые он считает нужными, но лично мне кажется, что мы убираем всю силу воздействия из нашего видео и фактически сводим его к банальному слайд-шоу.
Он поблагодарил меня за моё мнение и попросил внести изменения (читай – написать сценарий заново!) как можно скорее. Я написал новую версию и прислал ему. Он остался доволен.
К чему я всё это рассказываю? Вот к чему! Иногда от вас будут требовать переписать сценарий, хотя вы будете уверены, что он написан на твердую пятёрку! В этот момент вы должны определиться: делать, что вам говорят и поддержать, таким образом, ваш профессиональный имидж или отказаться вносить изменения и смириться с тем, что вас сюда больше никогда не позовут.
Игровой ролик работает! Он передаёт информацию! Он интересный! Он визуальный – ведь в этом и была цель всего предприятия, не так ли? О чём вообще может идти речь? Игровой ролик – лучший способ донести информацию до зрителя!
Продюсер тоже хороша! Ни она, ни клиент вообще ничего не смыслят в том, о чём говорят. Они хотят, чтобы изменения были внесены, во-первых, по политическим причинам (клиенту нужно, чтобы всё было в розовом свете, хотя ситуация далека от идеальной), во-вторых, по личным предпочтениям (продюсеру, скорее всего, не терпится опробовать новую инфографическую систему, либо просто денег жалко на актёров).
И после всей проделанной работы вы как сценарист сталкиваетесь с первой – а сколько их ещё будет – дилеммой. Как поступить: стоять насмерть за свой сценарий, или засунуть свое самолюбие подальше, или стремится «угодить всем»?
С этим вопросом сталкивается любой писатель – не только сценарист, – который принимает деньги за свою работу. Вы тоже с ним столкнётесь. И хотя окончательным ответом будет ваше личное решение, есть то, что я назвал бы «кредо сценариста».
Как сценарист корпоративного видео я работаю по максимуму на каждом проекте, но не считаю свои сценарии произведением искусства. Скорее, это «искусство для работы». Продюсер платит мне деньги, чтобы я написал сценарий, удовлетворяющий потребности клиента, а не мои амбиции.
Когда меня просят внести в сценарий изменения, которые мне заведомо не нравятся, я привожу профессиональные аргументы. Если мои аргументы отклоняются, я вношу необходимые коррективы - профессионально - и, опять-таки, работаю по максимуму.
В целом, постарайтесь сделать так, чтобы вас выслушали, но не вставайте в позу. Жизнь не всегда справедлива, и это в полной мере относится к корпоративному телевидению. Не стоит разрушать свою репутацию профессионала из-за отдельно взятого сценария – дело того не стоит.
Вы должны найти ту тонкую грань между способностью отстаивать свои идеи и идти навстречу клиенту. Продюсеру может показаться, что на следующий проект проще позвать нового сценариста, чем сражаться с «примадонной» в вашем лице.— Алан Росс Сценарист/режиссер корпоративного видео
Да, вы, скорее всего, правы, считая, что предлагаемые клиентом изменения сделаны из соображений политкорректности, а продюсеру не терпится опробовать новый материал или просто жалко денег. Вы также правы в том, что это не самые весомые причины, по которым стоит менять выверенный и выстраданный сценарий. Однако это реалии корпоративной жизни, и не все решения принимаются на основе эстетических соображений.
Давайте на минутку вернёмся к тому самому клиенту, который хотел, чтобы тон диалога звучал «позитивней». Да, вы правы: негативный тон лучше «цепляет» зрителя, но вы можете не знать всей картины. Возможно, раньше уже пробовали делать ролики с «негативным» подтекстом. Может быть, вице-президент компании сказал в самом начале работы над проектом: «Я выделю вам деньги на это видео, но только чтобы в нём не было никакого негатива. Про нас и так уже Бог знает что говорят!» Теперь вы согласны с клиентом, что тон диалогов должен быть более позитивным?
Также и продюсер может захотеть поменять игровую вставку на инфографику по нескольким причинам. Возможно, она действительно хочет сэкономить (и кто её в этом обвинит?), или действительно хочет испытать новый софт. Возможно, это видео – её последняя возможность проверить этот новый софт в работе, прежде чем она представит отчёт президенту вашей компании, а возможно, ей и вправду кажется, что инфографика в этом месте будет работать эффективней. Не забывайте, что она ПРОДЮСЕР! Если у неё есть хоть какой-то опыт в ПРОДЮСИРОВАНИИ видео, то ей по должности положено разбираться, что работает, а что нет.
Но главное даже не в этих конкретных причинах. У клиента и продюсера всегда найдется множество поводов просить вас внести изменения в ваш сценарий. Какие-то из них будут справедливыми и логичными, другие – нет. Какие-то вы поймете, а какие-то покажутся вам полным бредом. Но как сценарист вы должны уметь работать и с теми, и с другими – грамотно и профессионально.
Старайтесь читать между строк и понимать, чего же действительно хочет клиент. Вполне возможно, у вашего контактного лица может быть другое отношение к проекту, не такое, как у его босса. Как профессиональный сценарист вы должны уметь примирить две разные точки зрения.— Крис Ван Бюрен Заказчик корпоративного видео
Относитесь к встрече, посвящённой разбору вашего сценария, так же как к первой встрече с клиентом, на которой вам ставили задачу. Если вы чего-то не понимаете, попросите вам объяснить. Ведь клиенты сами не всегда чётко могут сформулировать, что именно и как они хотят изменить. В таком случае, если вы не понимаете до конца, о чём, собственно, идет речь, добейтесь вместе с продюсером понимания клиента. Если вы чётко не уясните на встрече, что именно нужно изменить и как, дома в одиночестве вам будет ещё сложнее. Следуя «кредо сценариста» и задавая как можно более конкретные вопросы, вы сможете разобраться со всеми требуемыми изменениями и при этом останетесь на хорошем счету у продюсера. И тогда как настоящий профессионал вы поймете: нужно любить и ценить свою работу, но иногда нужно соглашаться с предлагаемыми изменениями, невзирая на «логику» и «справедливость». Однако коррекции со стороны представителя клиента или продюсера – это ещё не самое страшное.
Кошмар всех сценаристов – проверка работы комитетом. Вы приходите на встречу (да, ту самую, о которой мы уже писали), но вместо знакомой вам девушки-продюсера и представителя клиента за конференц-столом сидят целых десять человек. У каждого в руках по экземпляру вашего сценария, испещрённому красными пометками. И само по себе обилие красных пометок – это ещё полбеды! У каждого рецензента они РАЗНЫЕ!
К сожалению, проверка сценария комитетом также является неотъемлемой частью работы сценариста. Ваша тактичность здесь решает всё. Самое главное – никогда не вставайте в позу! Самое худшее, что может сделать в такой ситуации сценарист – это начать с пеной у рта отстаивать свою правоту. И неважно, справедливы замечания или нет. Будьте профессионалом до конца и сразу дайте понять, что любое замечание имеет право на существование. Однако в то же время вежливо обозначьте себя как опытного специалиста, который знает, что будет, а что не будет работать на экране. В конце концов, вы сценарист и вы изучали предмет.
Во-вторых, если именно этот комитет принимает решения о запуске вашего сценария в работу, этим людям волей-неволей придётся прийти к консенсусу к концу встречи. Если замечания расплывчаты и нерешительны, попросите их прояснить. Возможно, от этого собрание затянется, но потом дома вам будет в сто раз легче вносить согласованные изменения. И всё же лучшее, что вы можете сделать – это оградить себя от комитета с самого начала. С этой задачей должен справиться продюсер в самом начале работы над проектом. Пусть он добьётся, чтобы в договоре было прописано, что компания-клиент назначает контактное лицо, имеющее право принятия окончательного решения на всех этапах работы.
Таким образом, все вредные ростки, вроде «решение будет приниматься коллегиально», можно выполоть ещё до той самой встречи.
Когда разбирают ваш сценарий, помните: единственный способ выиграть в споре – это уклониться от него.— Дэниел Гилбертсон Сценарист корпоративного видео
Кроме представителя клиента, продюсера и «комитета» есть ещё один человек, который может серьёзно повлиять на ваш сценарий – это режиссёр. Как мы уже говорили, именно на нём лежит финальная ответственность за то, как ваш сценарий будет превращен в окончательный видеопродукт. Именно ему передадут финальную версию вашего сценария – для съёмок. Поскольку на этом этапе все изменения уже внесены, и сценарий идет в работу, вносимые режиссёром изменения связаны в основном с тем, как рационализировать и облегчить процесс производства фильма. Это обычно означает изменения в левой колонке или в «визуальных» частях сценария – как лучше снять ту или иную сцену. Например, он может заметить, что текст ведущего в кадре коротковат, его не хватит на сцену, описанную в левой колонке.
ИНТ. ОФИС – ДЕНЬ
Ведущий пересекает комнату, включает компьютер и показывает нам главное меню программы.
ВЕДУЩАЯ
Привет! Я Джен Мартин, и это программа Graphic Search.
Конечно, эту сцену можно снять и сыграть в точности, как написано в сценарии, но представляете, сколько времени пройдет, прежде чем ведущая дойдет до компьютера, включит его (!!!) и доберётся до главного меню? И поскольку именно режиссёру предстоит руководить съёмочным процессом, он должен убедиться, что все подобные неувязки устранены до начала съемок.
Поэтому, возможно, он захочет переписать сцену так.
ИНТ. ОФИС - ДЕНЬ
Ведущая сидит за компьютером. Внезапно она как бы замечает, что на неё направлена камера, смотрит вверх и показывает главное меню.
ВЕДУЩАЯ
Привет! Я Джен Мартин, и это программа Graphic Search.
Если ведущая будет уже сидеть за компьютером, никакой неловкой паузы не возникнет. Без «пересечения комнаты» сцена становится проще, и её гораздо легче снимать. Хороший режиссёр всегда отслеживает такие моменты, и это ещё одна причина, почему вам важно знать весь процесс производства видео от начала до конца. Чем лучше вы будете в нем разбираться, тем более «снимаемыми» будут ваши сценарии. Это сэкономит время режиссёру и продюсеру, а главное, сбережёт ваш сценарий от ещё одной порции коррекций.
Позвоните продюсеру, после того как видео будет доделано. Запросите экземпляр для себя, чтобы посмотреть, как режиссёр визуализировал сценарий. Вы сможете многому научиться, а продюсер поймёт, что вы действительно переживаете за успех фильма.— Алан Росс Сценарист/режиссер корпоративного видео
Есть ещё один человек, который будет вносить изменения в ваш сценарий до того, как он попадет в руки к продюсеру, клиенту или режиссеру – это ВЫ. Хороший сценарист постоянно редактирует свой сценарий. Это происходит и во время написания сценария, и после того как вы отложили сценарий, чтобы позже просмотреть его свежим взглядом – вплоть до момента, когда вы отправите сценарий продюсеру.
Хотя для многих сценаристов «саморедактирование» - не такой уж тяжкий труд. На самом деле для многих переписывать свой сценарий и доводить его до совершенства – такой же увлекательный процесс, как придумывание оригинальных идей и концепций.
Ключевой фактор в эффективном редактировании своего сценария – объективность. Начинающим сценаристам бывает особенно трудно развить в себе это качество. В этом нет ничего удивительного: писательство по сути своей очень субъективный способ самовыражения.
Большинству начинающих писателей кажется, что каждое придуманное ими слово несёт на себе отпечаток гениальности, ну а художника обидеть может каждый! Однако с опытом писатель учится смотреть на вещи шире. Написание сценария по-прежнему остаётся творческим процессом, но автор всё меньше полагается на озарения и всё больше – на мастерство. А с приходом мастерства сценарист начинает видеть шероховатости в своих работах, учится смотреть на свой продукт как бы со стороны.
Если вы пока новичок в этом деле, вам ещё предстоит пройти через все эти этапы. Возможно, ваш «синдром гения» будет протекать быстро и в лёгкой форме, а возможно, вы долго не будете никого подпускать к своим сценариям: «Не позволю менять ни слова!»
Как человек, который прошёл через все эти стадии, могу дать совет: пока вы не готовы редактировать свою работу и позволять другим делать то же самое, вам рано считать себя профессионалом. И это касается не только корпоративного видео, но любой другой писательской и вообще творческой деятельности.
Писать - значит переписывать. Шлифуйте свою работу, пока каждое слово не окажется на своем месте.— Дэниел Гилбертсон Сценарист корпоративного видео
Основные признаки качественного сценария такие же, как у любого другого писательского произведения. Как сценарист вы должны быть знакомы с книгой Уильяма Странка (впоследствии дополненной Элвином Бруксом Уайтом) «Элементы Стиля» (Strunk and White's Elements of Style) и знать русский язык, его грамматику, орфографию и структуру предложений. Однако применительно именно к сценарию я бы посоветовал воспользоваться вот таким контрольным списком из девяти позиций. Я бы посоветовал «прогнать» свой сценарий по этому списку, прежде чем отдавать его кому-либо на рецензию.
Когда вы сможете уверенно ответить «да» на все девять вопросов, можно отсылать сценарий продюсеру и ждать его звонка.
Выслушивание рецензий и корректирование - не самая приятная часть работы сценариста. Однако они являются неотъемлемой частью работы над любым проектом, и вам нужно научиться работать с этим. Чем больше проектов вы сделаете, тем проще вам будут даваться корректировки. Когда вы научитесь не только писать отличные сценарии, но и работать с клиентами, продюсерами, режиссёрами и, благодарно принимая их критику, профессионально вносить правки в свою работу, в мире корпоративного видео вы будете просто нарасхват.