En

Сценарий для «Win the Connection» дался мне легко. Я написал его за четыре дня. К моменту, когда я сел за его описание, я уже детально проработал большую часть необходимой визуализации. Я очень ярко представлял себе интерьер полицейского участка, двух тугодумов-полисменов и президента компании, с удовольствием говорящего в трубку, что, нет, он не знает никакого Алана Кейси. Другие подробности я представлял себе так же чётко, и у меня не возникло проблем с тем, чтобы перенести их на бумагу.

Читая сценарий, постарайтесь вспомнить все аспекты формата киносценария, о которых мы говорили в предыдущих главах. Посмотрите, как сценарий расположен на странице, какой объём имеют описания сцен и какие технические моменты присутствуют в сценарии (и какие отсутствуют). Из чего строится сценарий – из мастер-сцен или из указаний, что должна снимать каждая отдельная камера? Был ли эффективным выбор формата? Спросите себя, есть ли правдоподобная мотивация каждого сказанного слова и совершенного поступка. Удобен ли ритм повествования? Герои правдоподобны? Забавны? И главное – спросите себя, работает ли сценарий вообще. Учитывая, что вы уже знакомы с «внутренней кухней» подготовки сценария, как вам кажется, именно такой фильм должен был у нас получиться? Выполнил бы этот фильм задачи, описанные в разделе анализа потребностей? Если бы вы были сценаристом, как бы вы стали работать над таким проектом?

WIN THE CONNECTION (ВЫИГРАЙ СВЯЗЬ!)

Киносценарий

FADE IN (изображение из затемнения)

ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК - ДЕНЬ

ОБЩИЙ УСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН – Типичная приёмная городского полицейского участка: стопки бумаги, грязные чашки из-под кофе, несколько усталых полицейских-детективов за работой.

От этой основной зоны стеклянной перегородкой отделен ещё один офис - НА ЭКРАНЕ СПРАВА. КАМЕРА НАЕЗЖАЕТ на эту зону.

РАСТВОРЕНИЕ

ИНТ. В КАБИНЕТЕ У СЕРЖАНТА - ДЕНЬ

Полноватый ПОЛИЦЕЙСКИЙ - ДЕТЕКТИВ по имени ПАРКС - заходит в офис к сержанту, чтобы поделиться деталями недавнего ареста. СЕРЖАНТ, приземистый человек замученного вида по имени ДЕЙВИС, сидит у себя за столом. Галстук ослаблен, работы по горло. Когда он видит сыщика, он отрывается от своих бумаг. Паркс вешает пальто и достаёт из кармана рубашки черный блокнотик.

ВАЖНО: Во время следующего диалога через стеклянную перегородку видно, как НЕСКОЛЬКО ПОЛИЦЕЙСКИХ НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ заносят в участок большие коробки: телевизоры, музыкальные центры, электроинструменты, и т.д.

СЕРЖАНТ

Ну, что у тебя говорит тот парень, которого ты только что взял?

ДЕТЕКТИВ

Полный бред. Утверждает, что он из какой-то телефонной компании.

СЕРЖАНТ

Откуда-откуда?

ДЕТЕКТИВ

Из телефонной компании. NuComm или как-то так.

СЕРЖАНТ

Да, но на вид он, вроде, не похож на парня из телефонной компании.

ДЕТЕКТИВ

Мне тоже так кажется, сержант. Грязноват для парня из телефонной компании. Но утверждает он именно это.

Сержант усмехается. Он встаёт, подходит к столику, наливает себе чашечку кофе.

СЕРЖАНТ

И что же делает сотрудник телефонной компании, разъезжая по городу в машине, набитой телевизорами и магнитофонами?

ДЕТЕКТИВ

Как раз об этом я его и спросил!

СЕРЖАНТ

И?

ДЕТЕКТИВ

Win the Connection...

СЕРЖАНТ

(совсем запутавшись, раздраженно) 

Выиграй что? Какую ещё связь? Я спрашиваю, что делал телефонист в фургоне, набитом телевизорами и магнитофонами?

ДЕТЕКТИВ

Но это то, что он сказал мне, сэр! Это у них там какая-то программа. Называется «Win the Connection». (Сержант возвращается к себе на место).

СЕРЖАНТ

(снова усмехаясь) 

Да, конечно! Выиграй связь со взломом дверных замков. А если тебя накроют, скажи, что ты из телефонной компании.

ДЕТЕКТИВ

Он говорит, что всё по-честному. Говорит, что их сотрудники могут выиграть призы или что-то в этом роде.

СЕРЖАНТ

Полный фургон телевизоров и музыкальных центров? Паркс, ты что, не в себе?

ДЕТЕКТИВ

Да, я понимаю, звучит странно, но, как минимум, часть его истории подтверждается.

СЕРЖАНТ

В каком это смысле?

ДЕТЕКТИВ

Мы сделали пару звонков. Как выяснилось, похожая штука происходит в других штатах, и несколько человек это подтвердили. Те ребята из NuComm, которые выиграли гран-при в этой самой программе привлечения клиентов.

Тут сержант уж совсем не знает, что ответить. Он погружается в состояние глубокой задумчивости, затем отставляет свою чашку кофе и наклоняется вперед.

СЕРЖАНТ

Хорошо, допустим. И что же это за программа такая - "Win the Connection"?

Детектив заглядывает в свой блокнот и читает по пунктам.

ДЕТЕКТИВ

Так, смотрим! Это программа привлечения клиентов самими сотрудниками фирмы. Сотрудники рассказывают об услугах компании в разговорах с друзьями и знакомыми. Затем нужно позвонить по номеру «8-800» и зарегистрировать этот разговор. И вот тогда уже заинтересовавшимся людям звонят менеджеры по продажам. Если продажа состоялась, тому парню, который позвонил по номеру «8-800», начисляются баллы.

СЕРЖАНТ

И?

ДЕТЕКТИВ

И, как я понимаю, если он наберёт в итоге достаточно баллов, то ему в качестве приза достаётся десятиминутная пробежка по складу со всеми этими товарами.

СЕРЖАНТ

И можно брать всё что хочешь?!

ДЕТЕКТИВ

Всё что угодно! Стереосистемы, газонокосилки, телевизоры - да всё что угодно!

СЕРЖАНТ

А если ты не выиграешь главный приз?

ДЕТЕКТИВ

Да вроде, тоже что-то дают. Часы, инструменты, драгоценности - много всего хорошего.

Сержант понимает, что теперь всё, вроде бы, сходится, но все ещё не до конца верит.

СЕРЖАНТ
(с задумчивым видом)

Хм. Звучит гладко. Но что-то мне в этом парне не нравится – не знаю что. Все эти магнитофоны, видеокамеры, телевизоры - глянь на него, у него аж пульты от телевизоров торчат из карманов!

ДЕТЕКТИВ

У меня такое же чувство, сэр! Что-то тут не так!

СЕРЖАНТ

Как мы можем его ещё проверить?

ДЕТЕКТИВ

Вот, он дал мне ещё один номер. Говорит, что это офис президента компании.

СЕРЖАНТ

Президента компании?

Лицо сержанта озаряется догадкой.

ДЕТЕКТИВ

Да! Он говорит, что мы должны позвонить этому парню или какой-то леди...

(заглядывает в блокнот)

которую зовут... Рита Уоллес. Как я понял, это она организовала программу «Win the Connection»? Он говорит, что любой из этих двух людей подтвердит его невиновность.

Сержант усмехается и берет блокнот у детектива. Садится и снимает трубку. Он уже всё понял.

СЕРЖАНТ

Ну что же, сделаем вид, что поверили. Позвоним президенту! Где тут его телефонный номер?

Паркс показывает номер и садится обратно в кресло.

ДЕТЕКТИВ

Вторая страница, сэр. Вот тут!

СЕРЖАНТ

(набирая номер)

Президент! Ну да! Так мы и поверили!

ИНТ ОФИС ДЖОНА КРЕЙНА - ДЕНЬ

ДЖОН КРЕЙ и РИТА УОЛЛЕС сидят за столом и обсуждают работу программы «Win the Connection». Внезапно по ГРОМКОЙ СВЯЗИ слышен голос СЕКРЕТАРШИ КРЕЙНА.

СЕКРЕТАРША

Мистер Крейн?

КРЕЙН

Да, Энн.

СЕКРЕТАРША

У меня полиция на второй линии. Говорят, что им нужно срочно с вами поговорить.

Крейн встревожено смотрит на Риту.

КРЕЙН

Извините, Рита! Кажется, это важно!

(секретарше)

Соедините меня с ними, Энн.

ВАЖНО: С этого момента мы переключаемся ПРЯМОЙ СКЛЕЙКОЙ между офисом Крейна и полицейским участком.

КРЕЙН

Алло слушаю!

СЕРЖАНТ

Здравствуйте! Простите, Мистер Крейн?

КРЕЙН

Да, это я.

СЕРЖАНТ

Мистер Крейн, это сержант Дейвис, из центрального полицейского участка. У нас здесь подозреваемый, который утверждает, что он сотрудник вашей компании NuComm.

КРЕЙН

Понятно. Так как я могу помочь вам, сержант?

СЕРЖАНТ

Видите ли, сэр, мы поймали этого парня с полной машиной телевизоров, магнитофонов, газонокосилок – чего там только не было!

КРЕЙН

Я понял!

СЕРЖАНТ

Да! И теперь он утверждает, что выиграл всё это хозяйство через программу «Win the Connection» или как-то так. А теперь (усмехается)... приготовьтесь – он утверждает, что именно вы, президент компании, можете подтвердить его алиби!

Крейн понимает, в чём дело и что явно произошла ошибка. Он улыбается Рите. Она улыбается ему в ответ.

КРЕЙН

Да, сержант! Как раз у меня в офисе сейчас сидит Рита Уоллес, именно она курирует программу «Win the Connection».

СЕРЖАНТ

Так у вас действительно есть такая программа – «Win the Connection»?

РИТА УОЛЛЕС

Да, сержант, конечно же, есть!

СЕРЖАНТ

Так что насчёт этого парня, который у нас тут сидит? Что нам с ним-то делать? Вы можете подтвердить его алиби?

КРЕЙН

Скажите мне, сержант, а как зовут вашего парня?

Сержант смотрит в блокнот.

СЕРЖАНТ

Секундочку! Он говорит, что его зовут Кейси. Алан Кейси.

Крейн и Рита в недоумении переглядываются. И тут Крейну в голову приходит идея. Он прикрывает рукой трубку и шепчет Рите.

КРЕЙН

Прости меня, Рита, я ждал этого момента пятнадцать лет! Затем снова говорит в трубку сержанту.

КРЕЙН (ПРОДОЛЖАЕТ)

А, Кейси? Извините, Сержант, но это имя я слышу в первый раз!

Камера задерживается на Рите и Крейне, которые заходятся в приступе беззвучного хохота, затем...

РАСТВОРЕНИЕ

ИНТ КОМНАТА ДЛЯ ДОПРОСОВ В ПОЛИЦЕЙСКОМ УЧАСТКЕ - ДЕНЬ.

АЛАН КЕЙСИ сидит напротив СЛЕДОВАТЕЛЯ. На Алана направлен яркий свет. Взмокший Кейси умоляет ему поверить. Полицейский не верит ни одному его слову.

КЕЙСИ

. . . Но это правда! Я клянусь! Я проработал в NuComm тридцать четыре года! Я вице-президент!

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Да! Конечно! И в этой вашей телефонной компании есть склад с телевизорами и магнитофонами – заходи, кто хочешь, бери что хочешь! Так?

КЕЙСИ

Да! В том-то и дело, что есть! Когда сотрудник выигрывает, ему разрешают...

Кейси продолжает объяснять, ЕГО ГОЛОС УХОДИТ ФЕЙДОМ...

РАСТВОРЕНИЕ

ГОТОВЫЙ ОТСНЯТЫЙ МАТЕРИАЛ

Съёмка пробежки по складу с призами (отберём самые лучшие кадры).

ГОЛОС КЕЙСИ ЗА КАДРОМ

...сначала заходишь, осматриваешься, потом тебе дают такую тележку с бортиками, и ты бегаешь по проходам...

Голос Кейси УХОДИТ ФЕЙДОМ и УСТУПАЕТ МЕСТО МУЗЫКЕ. Появляется НАЛОЖЕННЫЙ ТИТР:

Алана Кейси приговорили к 40 годам исправительных работ. 40 лет он будет загружать призы в тележки сотрудников компании NuComm, выигравших соревнование «Win the Connection».

ЗАСТАВКА С ЛОГОТИПОМ (МУЗЫКА ДОСТИГАЕТ ПИКА, ЗАТЕМ СТАНОВИТСЯ ТИШЕ И УХОДИТ)

FADE OUT (затемнение)


Комментарий

Как вы, наверное, заметили, единственным существенным отличием сценария от сценарного плана стало то, что мы отказались от открытого финала и раскрыли личность Кейси не в самом начале (как было задумано в сценарном плане), а ближе к концу фильма. Мы сделали так по двум причинам. Первое – Кейси был все же ограничен во времени. Если бы мы стали снимать его ещё и для начальных кадров, это означало бы несколько часов его отсутствия в офисе; возможно, целый съемочный день. И клиент, и продюсер согласились, что рабочее время вице-президента компании стоит дороже. Во-вторых, нам показалось, что будет ещё забавней «раскрыть» личность Кейси в самом конце фильма. Это давало зрителю два сюрприза вместо одного. Первое «открытие» заключалось в том, что именно Кейси собирались бросить за решетку. Второе – что Крейн сказал, что никогда не слышал о Кейси. Мы были уверены, что и первое, и второе вызовет приступ смеха у зрителей. Попробуйте теперь перечитать этот сценарий и сопоставить его со всем, что было написано выше о диалоге, структуре и переходах. Эти элементы используются так, как мы о них говорили? Если да, то помогли ли они сделать сценарий эффективным? Если нет, подумайте, что вы сделали бы по-другому. Помните также, что не все концепции одинаково хороши и ни одна не идеальна. Возможно, немного поразмыслив, вы сами могли бы придумать что-то ещё более забавное и интересное. Не поленитесь выполнить это упражнение.