Дмитрий Богданов

§ 7. Корпоративный видеоарт


Если брать определение из Википедии, то видеоарт — это направление в медиа-искусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения.

Если своими словами, то в моем понимании видеоарт — сочетание абстрактных образов с реально существующими объектами, часто с использованием графических эффектов. Приём, который позволяет выразить смысл творчески, который переносит дизайн из прикладной области в область фантазий и чистого воображения. Понимаю, что слишком общее определение. Это вообще категория субъективная.

Понятно, что в СССР не было видеоарта. В 90-е годы в нашей стране появились бытовые видеокамеры и начался «видеоартовский» бум. Любители творчества снимали, экспериментировали, делали свои фильмы. В те годы центром видеоарта стал Санкт-Петербург. В Питере создавалось много различных фильмов, часто с использованием рок-музыки.

Впервые с тем, что можно назвать видеоартом, я столкнулся на проекте, посвященном писателю Сергею Довлатову. Нас пригласили к известному театральному деятелю Эдуарду Боякову (создатель театральной премии «Золотая маска»), который организовывал вечер в память о Довлатове. На мероприятии множество известных людей должны были читать отрывки из произведений писателя.

Эдуард Бояков придумал, что на сцене помимо выступающего должны быть два больших экрана, на которых будут показаны различные тематические фоны. Например, если читается фрагмент произведения Довлатова про Таллинн, то на экранах — виды города, если отрывок из произведения «Зона», то колючая проволока. На каждый фрагмент текста нужен был визуальный образ. Была вот такая идея, и нас пригласили как людей, способных её воплотить.

Для начала я прочитал все произведения Довлатова, это получилось не быстро. Признаться, до этого проекта я не имел представления о писателе, теперь я знаю этого замечательного автора, очень люблю его произведения. К проекту мы подбирали множество архивных материалов, придумывали концепцию, цветовую гамму, переходы.

Мы создали 15 арт-фонов. Мне понравился результат нашей работы, но я был настроен скептически, считая, что в таком мероприятии можно было бы обойтись и без видео. Думал, что эти фоны все равно никто не увидит, все будут смотреть на выступающего.

Пришёл на репетицию мероприятия. Сижу в зале, жду, пока видеоинженеры настроят экраны. На сцене стоит восхитительный актер Александр Филиппенко и читает текст.

Александр Филиппенко Александр Филиппенко

Читает он увлекательно. После первого прогона уже настроили экраны, и Эдуард Бояков решил прорепетировать ещё раз уже с экранами. И Филиппенко начинает второй раз читать тот же текст. А на экранах появляется наш видеоарт. И тут со мной происходит странная история. Восприятие текста в корне меняется. Это уже совсем другая история. Сочетание актерского текста и видеоарта создало фантастическую атмосферу, я прямо «провалился» в этот текст, хотя за время работы над проектом почти выучил его наизусть.

Понимаю, что для кого-то это элементарные вещи. Так устроен театр, каждый элемент на сцене дополняет общую картину, создает атмосферу. Но тогда для меня это было очень большим эмоциональным открытием. Я не думал, что такой «творческий» и абстрактный видеоряд может быть частью представления. После этого проекта я обратил внимание на видеоарт, стал его изучать.

У нас есть клиент, с которым мы уже работаем больше 7 лет — компания «Светосервис», которая занимается освещением городских улиц, объектов и ландшафтов. Это был наш первый клиент, которому мы создали ролики в стиле видеоарт. Тема света с творческой точки зрения очень выразительна, поэтому наши арт-проекты были разнообразными. «Светосервис» в моей практике пока единственная компания, которая не боится экспериментировать. Про них справедливо утверждение: «Смелость города берет».

Немногие компании хотят себе сделать ролики в таком формате. Ведь арт-видео исключает какую-то информационную составляющую — это имиджевые проекты. Как правило, там нет закадрового текста, нет подробностей об услугах компании.

Фактически компания тратит средства на создание творческого визуального продукта. В большинстве своем компании не считают нужным тратить деньги на просто творчество. Но это ошибочная позиция. Клиенты, которым мы создавали арт-ролики, нам говорили, что с помощью таких материалов привлекали внимание к своим услугам и создавали концепцию бренда. В конечном счете, это затраты не только на творчество — это затраты на имидж.

Понятно, что такой маркетинговый угол более острый и аудитория разделится на тех, кому нравится и тех, кому совсем не нравится. Но, как показывает опыт наших клиентов, игра стоит свеч. Компаниям, у которых есть визуально-привлекательный продукт, будет интересно поработать с видеоартом. Уверен, что они смогут выделиться в своем сегменте, привлечь внимание и дополнить свой бренд новыми творческими гранями.

Примеры

Картье. Франция.

Ролик, не требующий комментариев.

«Слепой». Osram. Германия.

Ролик про свет. А кто может лучше всего рассказать о роли света в жизни? Кто больше всех ценит свет? Как мне кажется, здесь — идеальный выбор главного героя...

Электроинструменты Бош. «Сила как искусство». Германия.

Творческий взгляд на электротехнический инструмент. Ролик создан с помощью высокоскоростной камеры. Завораживающее зрелище.

«Мир становится проще... с Ксерокс». США.

Есть такая технология: стоп моушн (stop motion) — метод объемной мультипликации. В кадре происходит действие, но оно снимается не как видео, а как серия фотоснимков. В итоге получается прерывистое мультипликационное движение, хотя объекты в кадре живые. Именно так создан этот ролик.

«Московский планетарий». Светосервис. Россия.

Ролик посвящён одному из проектов «Светосервиса» — вечернему освещению Московского планетария. За основу мы взяли стихотворение Владимира Маяковского, написанное им к открытию планетария в 1929 году. Получилось нестандартное сочетание: абстрактный видеоряд и стихотворение Маяковского. Полный арт!