Обучать персонал с помощью видео — идея не новая. Ещё в 60-ые годы прошлого века американские компании стали широко использовать кинотехнологии для обучения. Это было удобно: один раз снял и потом только собирай народ и показывай.
Обычно фильмы объясняли, как нужно правильно работать. Если это был фильм для производства, то показывали, как работать на конвейере, шаг за шагом. Если для торговой сети, то как работать продавцу. Если для сети быстрого питания, то как, например, собирать гамбургеры.
В Советском Союзе такие фильмы тоже были, создавались они специальными киностудиями. Существовали фильмы и для больших производств, и для обычных школьных уроков.
Время изменило только технологии подачи материала. Учебный фильм и сейчас — удобный, надёжный, а главное, экономичный инструмент бизнеса.
Мне нравится пример одной известной компании, специализирующейся на информационных технологиях. У нее много офисов по всему миру. Компания создала свою вещательную сеть и проводит с ее помощью различные мастер-классы, тренинги, онлайн-конференции. Каждую неделю в эту сеть добавляется около 300 часов нового обучающего видео по различным направлениям. Ежемесячная аудитория зрителей составляет 40 000 человек.
Компания использует видео для обучения, понимает эффективность этого инструмента и все больше наращивает темпы такого метода. Я считаю, что это прекрасный пример, показывающий, какое количество людей можно обучать с помощью видео.
Рассмотрим основные обучающие форматы.
Классический вариант обучающего видео. Фильм наглядно показывает, как сотрудник должен выполнять свои обязанности.
Вариант исполнения подобных материалов может быть различен.
В фильме может быть ведущий (руководитель /специалист/ актер). Этот ведущий обращается в камеру от первого лица. Как правило, он находится в той атмосфере, о которой говорит. Если речь идет о том, как работать на станке, то ведущий стоит у станка, если об офисной работе, то находится на фоне офиса, и так далее.
Можно делать фильм и без ведущего. Просто снять, каким должен быть процесс, и озвучить диктором. Такой вариант достаточно распространен. Основная задача такого формата: демонстрация эталонного выполнения технологии.
В фильмах-инструкциях показывается, как надо правильно работать. Посмотрел фильм, понял и делаешь также.
Технологически такой вариант — просто видео-фиксация лекции. Лектор рассказывает материал, возможно, что-то рисует на флипчарте, показывает на экране. Все это снимается, при необходимости дополняется инфографикой или слайдами, и в результате получается видеоверсия лекции. Такой вариант подачи часто используется в корпоративных университетах.
Видео-лекции предоставляются слушателям курса для самостоятельного обучения.
Хронометраж таких материалов, как правило, большой. Визуальной увлекательности в таком материале мало, основная его задача — передать информацию.
Преимущество формата заключается в том, что информация от первого лица может быть сохранена и растиражирована на большую аудиторию.
К такому типу обучающих программ относятся видеоролики, рассказывающие о том, как работает программный продукт. Интернет-банкинг, онлайн-магазины, CRM-системы, платформы контекстной рекламы — все эти продукты имеют свои особенности и принципы работы.
Создаются ролики, в которых структурно отображены правила использования, такая наглядная инструкция. Шаг за шагом показывается, какие текстовые поля заполнять, на какие кнопки нажимать.
В последние годы данный формат стал популярен. Он позволяет наглядно объяснить, как работает система, и сделать так, чтобы пользователь не пугался интерфейса.
Основная задача создателей таких материалов — сделать все максимально просто. Простота должна быть и визуальная (без мелькания и супер-эффектов), и в текстовом сопровождении: диктор спокойно и доступным языком поясняет действия на мониторе.
Удачным решением является разбивка материала на блоки. Каждый блок/ролик рассказывает только об одной функции. Неважно, что роликов будет много, зато каждый будет полностью раскрывать свою тему. Пользователь сможет посмотреть именно тот материал, который ему необходим.
Фильмы по технике безопасности (охране труда) — это фильмы о том, какие правила нужно соблюдать при взаимодействии с объектами повышенной опасности.
Если брать корпоративный сегмент, то условно фильмы по охране труда можно разделить на два направления: фильмы по промышленной безопасности и безопасности в офисе.
Для нашей студии основной задачей является совмещение информативности и доступности: должно быть понятно, какие правила нужно соблюдать, и при этом сделать так, чтобы смотреть эти фильмы людям было интересно. Казалось бы, что может быть скучнее правил поведения, однако, уверяю вас, здесь есть большой простор для творчества.
Промышленная безопасность — это правила поведения на производственном предприятии.
Подробно расскажу про наш первый фильм подобной тематики. Правила, которые нам поручили отобразить в фильме, касались поведения гостей, впервые пришедших на предприятие. Для них обычно проводится тренинг, во время которого посетители знакомятся с самыми важными правилами безопасности. Было решено создать фильм, в котором все эти правила четко и наглядно изложены.
Для реализации идеи мы выбрали нестандартный подход. Фильм сняли в виртуальной студии. Это большой зеленый павильон на Мосфильме («Хромакей»).
Люди в кадре двигаются, говорят, взаимодействуют с реальными предметами. Отдел дизайна создал компьютерную графику и поместил отснятых людей в графическую среду. Это собирательный образ разных предприятий, немного абстрактный, но вполне узнаваемый.
В результате получились «живые» люди в виртуальной среде. Наша задумка заключалась в том, чтобы сделать визуальный акцент не на окружении, а именно на действиях людей.
Люди в фильме показывали те правила, которые необходимо соблюдать: как организован пропускной режим, как следует передвигаться на предприятии, что можно и чего нельзя делать, как вести себя при возникновении чрезвычайной ситуации.
Такое сочетание реального и графического мира, будучи интересным, позволило удержать внимание зрителя. Гость предприятия видит фильм, видит в нем реальных людей и легко ассоциирует себя с ними, в то же время фоновая графика позволяет ему не привязываться к конкретному предприятию и понять, что перечисленные правила являются ключевыми для всех предприятий и всех случаев.
Технология создания этой работы абсолютно идентична той, по которой снимают современные голливудские фильмы.
Фильм можно посмотреть в разделе «Примеры» данного параграфа.
Если мы куда-нибудь летим на самолете, то перед взлетом нас инструктируют о правилах поведения на борту и рассказывают о том, как себя вести при возникновении внештатной ситуации.
Недавно я сидел в самолете, стюардессы начали рассказывать, как застегивать ремень безопасности и как работает спасательный жилет. В этот момент, посмотрев вокруг, я увидел, что информацию слушает лишь несколько человек. Люди спали, читали, слушали музыку, писали СМС в телефоне, общались друг с другом. Никто не слушал правила. А почему? А потому, что мы думаем, что знаем их наизусть.
В 1974 году при аварии самолета Боинг-707 в Паго-Даго (Самоа) из ста одного пассажира остались в живых только пятеро, которые потом рассказали, что внимательно прочли памятку и прослушали инструкцию стюардессы. Эти пятеро были проинформированы, и поэтому для спасения они воспользовались аварийными выходами на крыло, в то время как другие пассажиры устроили давку, устремившись к традиционному входу-выходу. Комиссия констатировала, что большинство пассажиров спаслись бы, если бы они просто знали, где находятся аварийные люки и как ими пользоваться.
Как сделать так, чтобы пассажиры воспринимали и запоминали правила? Авиакомпании работают над этим вопросом. Если в самолете есть экраны, то теперь авиакомпании стараются заменять инструктаж видеороликами. Видео сразу же привлекает внимание. А если оно еще сделано нестандартно, то пассажиров не отвлечь от мониторов.
Инструктаж по охране труда и промышленной безопасности. Производство — Ривелти групп. Россия.
Это тот фильм, о котором я писал выше. Мы его создали с использованием виртуальных графических технологий. Искренне горжусь этой работой. Она показательна и с точки зрения качества, и с точки зрения эффективности выполнения задачи.
Инструкция по сборке мебели Эклипс Китченс. Производство — imos AG. Германия.
Сборка ящика демонстрируется шаг за шагом с помощью достаточно простой компьютерной графики. Человек купил шкаф в разобранном виде, смотрит фильм и понимает, как произвести сборку. Для зрителя такой формат подачи очень удобен: нужно просто смотреть на экран и делать то, что показывают.
«Профилактика потери слуха из-за шума». Производство — Safety-TV. Австралия.
Ролик рассказывает о том, как защитить свой слух на предприятии.
«Водитель погрузчика Клаус». Производство — Trigon Film, Hamburg. Германия.
Фильм создан в пародийном жанре. По сюжету мы видим водителя погрузчика. Его зовут Клаус. Он только что принят на работу, это его первый рабочий день. C героем происходят различные «неприятности», через которые зрителя знакомят с правилами работы на складе. Все «неприятности» показаны в жанре черного юмора с большой долей реальности, фонтанами крови. Впечатляет. Такой фильм является единственным в своем роде, я больше не знаю аналогичных примеров.
К нам в студию обратился представитель промышленной компании по вопросу создания учебного видео. Он рассказал, что они этот немецкий фильм показывают на экранах у себя на предприятии, в том числе в столовой. На мой взгляд, это чересчур.
Обращаю Ваше внимание на то, что фильм содержит достаточно резкие и не очень приятные сцены с отрыванием конечностей. Понятно, что это фильм и все не по-настоящему, но ощущения от этого приятнее не становятся. Имейте это в виду. Несмотря на такую подачу, фильм имеет множество наград на различных фестивалях.
Новозеландские авиалинии. «Приготовиться к полету». Новая Зеландия.
Видео в стиле диско.
Новозеландские авиалинии. «Хоббиты». Новая Зеландия.
Волшебные существа Хоббиты из «Властелина колец» готовятся к полету.
Новозеландские авиалинии. «Беар Гриллс». Новая Зеландия.
Известный путешественник Беар Гриллс готовится к полету. Это нельзя не посмотреть.
Авиалинии «Томсон». Британия.
Дети всё знают.
Филлипинские авиалинии. Филиппины.
Приключения одного пассажира.