En

Корпоративный фильм является базовым продуктом корпоративного видеопроизводства. Под этим понятием обычно подразумевают фильм о компании, ее услугах, достижениях, руководстве и т.п.

Корпоративный ролик, фильм о компании, презентационный фильм, юбилейный фильм — как правило, эти термины обозначают одно и то же, и это все производные от корпоративного фильма.

Зачем нужен корпоративный фильм

Потребность в создании фильма может возникнуть под действием различных обстоятельств. Например, у компании юбилей, будут гости, надо показать им фильм.

Или менеджер, встречаясь с потенциальными клиентами, хочет дать им представление о компании (для этого можно открыть ноутбук и показать фильм).

Или фильм для сайта.

Или фильм для показа на местном телеканале.

Таких «или» может быть очень много. Именно в корпоративном фильме компания видит решение своих задач.

Развитие корпоративного кино в России

В СССР были киностудии, которые по заданию заводов и научных институтов снимали про них фильмы. Как правило, это были документальные или учебные фильмы.

В период распада СССР стали появляться портативные видеокамеры: сначала это был формат «Эс-вэ-ха-эс» (SVHS), потом появились «Бетакамы» (Betacam SP) — более профессиональные камеры.

В интернете есть много корпоративных фильмов, снятых в 90-е годы. Чаще всего их снимали операторы с телевидения. Как таковых видеостудий еще не было. На региональном уровне фильмы для компаний снимали местные каналы. Это был побочный заработок, наряду со съемкой, например, свадеб, так называемая, «халтура».

Для крупных компаний корпоративные фильмы снимали известные режиссеры, например, Тимур Бекмамбетов снимал корпоративный фильм для автозавода ГАЗ.

С изобретением нелинейного монтажа (монтажа с помощью компьютера) стали появляться частные специалисты. Если раньше, чтобы сделать студию, нужно было вложиться в покупку профессиональных магнитофонов, мониторов, пультов, то теперь было достаточно камеры, специальной платы видеомонтажа и компьютера. Съемками и монтажом стало заниматься все большее количество людей. Появились профессиональные видеостудии.

Свой первый корпоративный фильм я сделал как монтажер на подмосковном телеканале. Мне было 16 лет, я монтировал передачи и новости. В один из дней мне предложили смонтировать фильм про наш местный мясокомбинат. Я согласился, мы сидели вечерами-ночами, делали кино. Сделали. Ни о каких деньгах мы не договаривались, мне была интересна эта работа, и я ни на что такое не рассчитывал. Когда фильм дошёл до заказчика, мне передали «благодарность»: большой белый полиэтиленовый пакет с логотипом мясокомбината, наполненный «тематической» продукцией: сосисками, колбасами, нарезкой, всякими копченостями. Таким был мой первый гонорар за корпоративный фильм.

К середине 2000-х годов сформировались профессиональные студии по видеопроизводству. А потом и интернет проник в нашу жизнь, потребность в корпоративных фильмах стала стремительно расти.

Сегодня на российском рынке есть достойные команды по производству видеопродукции. И это хорошо: конкуренция заставляет нас работать лучше, постоянно искать новые решения. Для заказчиков это только плюс. В последние годы проекты российских компаний занимают призовые места на мировых фестивалях.

Каким должен быть корпоративный фильм

Сначала поговорим о том, каким не должен быть корпоративный фильм.

Как выглядит типовой корпоративный фильм, например, строительной компании?

  • Динамичная графическая заставка. В ней мы видим здания, город, строительные краны, в конце заставки — логотип компании;
  • Далее показана панорама города, и низкий мужской голос диктора рассказывает: «Закрытое акционерное общество „СУ-590/76“ является лидером в сфере монолитного строительства. За годы своего существования компания превратилась в ключевого игрока строительной индустрии. Вот как все начиналось...»;
  • Зритель видит черно-белые фотографии руководства, первых строек;
  • Далее интервью основателя компании, который говорит: «Когда мы создавали нашу компанию, мы хотели делать что-то ценное для людей...»;
  • Далее по ходу фильма мы видим: - красивый и современный офис компании; - проектировщиков, которые создают и обсуждают новые проекты; - строительную площадку: кран поднимает грузы, сварщики работают, искры летят, работник в каске с логотипом компании говорит по рации;
  • Видим, что у компании есть много лицензий, менеджмент сертифицирован по стандартам ИСО, работы выполняются с учетом СНиПов;
  • Видим современные здания, довольных людей и панораму города;
  • Если у компании есть филиалы, значит, показана карта России, и по ней мы перемещаемся из одного региона в другой;
  • Руководителю компании вручают почетный орден за вклад в развитие страны;
  • В финале фильма звучит лиричная музыка, а на её фоне всё тот же низкий мужской голос оптимистично произносит: «Компания многое сделала для того, чтобы мир стал лучше, но самое интересное еще впереди...».

Все очень трогательно и эмоционально, «все плачут».

Этот вариант, конечно, гиперболичен, однако много корпоративных фильмов схожи с этим примером. Что есть в этом фильме? В фильме есть вся информация о компании. Точнее, вся позитивная информация о компании. Такая приторная медовая визитка. Полотно десять на десять метров в золотой раме как портрет самовлюбленного императора на коне. Да, все это красиво, пафосно, но никому, кроме участников фильма, увы, не интересно.

А почему? Да потому, что нет конфликта, нет проблемы, нет истории.

Корпоративный фильм, хоть и корпоративный, но все же фильм, а для создания хорошего фильма есть свои законы. Есть правила, по которым должна строиться история. Перечисление фактов одного за другим — это не история.

Надо уважать зрителя, не надо его мучить, сделайте интересный фильм, который будут с удовольствием смотреть.

Теперь о том, каким должен быть корпоративный фильм. Для создания хорошего фильма нужна проблема. Через решение этой проблемы зритель увидит и компанию, и ее отношение к делу.

Например, есть сеть почтовых учреждений по всей стране. Одной из основных проблем этой компании является устаревшая модель общения с клиентами. Какой фильм можно сделать для такой компании? Можно сделать интересный фильм, в котором компания сама обозначает проблемы (это было бы очень смело!) и показывает, как она справляется с их решением, какие появляются нововведения, что стало лучше, что еще предстоит сделать. Надо сказать: «Да, у нас есть проблемы, и все о них знают, это правда. При этом мы эти проблемы решаем: делаем это и это...». Зритель в таком фильме увидит, что компания знает свои «точки роста», она их не игнорирует, а успешно решает. Может не все сразу получается, но процесс идет. Это честная открытая позиция. Такой фильм интереснее смотреть, чем просто «фанфарную визитку».

Априори фильм за деньги клиента не может быть против него. Но фильмы с проблемой — это самые интересные фильмы. Об этом принципе я впервые узнал из книги сценариста Роберта Макки. Специалистам известно, что конфликт — это суть любой драматургии. Я тоже это знал, но не думал, что это правило применимо к корпоративным фильмам. Оказывается, действительно так и есть.

Такой подход к производству очень схож с документалистикой, и фактически такие фильмы — это документальное корпоративное кино. Надо делать сюжетные корпоративные фильмы, фильмы-истории. Все будут довольны: и заказчик, у которого будет интересный продукт, и зритель, который не будет при просмотре фильма спать.

Хронометраж

Оптимальным для восприятия считается формат до 10 минут. При таком хронометраже зритель не успевает устать, начать отвлекаться, может нормально усваивать информацию, которую видит.

У клиентов иногда бывает следующая реакция: «8 минут? Нет, для нас это мало, мы же крупная компания, мы большие и серьезные. 8 минут — это детский сад. Мы столько денег на это тратим.... а тут 8 минут». Это не вполне конструктивный подход.

Задача видеостудии сделать так, чтобы фильм был содержательным, а не только длинным.

Весомость компании лучше показать не хронометражем фильма, а качеством информации. Как и в любом правиле здесь есть исключения.

Если документальный фильм создается для телевидения, то хронометраж может иметь свои стандарты.

Этапы создания

  1. Самый важный этап: заказчик должен понять цель фильма и аудиторию. Как он будет использоваться и какую задачу должен решить. От правильной работы на этом этапе в большей мере зависит эффективность фильма.
  2. Сбор базовой информации исполнителем. Нужно собрать все материалы, которые есть по теме. Это необходимо исполнителю, чтобы погрузиться в вопрос. В идеале исполнителю необходимо провести интервью с заказчиком, очно выяснить и проговорить все смысловые нюансы. Бывает, что именно во время личной встречи всплывают подходящие истории, которые потом становятся основой фильма.
  3. Исполнитель создает концепцию фильма и сценарный план. Концепция раскрывает стилистику будущего фильма, его основную идею, а сценарный план отображает структуру фильма, последовательность смысловых частей. Сценарный план — это еще не сценарий. Это намётки, по которым понятно, какой будет фильм и что необходимо снимать.
  4. Согласно концепции и сценарному плану производят видеосъёмку.
  5. Сценарная группа после съёмок имеет на руках концепцию, смысловую структуру и отснятый материал. Эти три звена сводятся в одну точку: создается сценарий фильма. В нем уже расписан закадровый текст и указаны точные фразы синхронов (интервью). Сценарий согласовывается и подписывается заказчиком. Именно по нему будет строиться дальнейшая работа.
  6. Постпроизводство. Делается монтаж фильма (сначала черновой, потом чистовой), создается компьютерная графика, производится озвучание, запись диктора. На этом этапе иногда согласовываются отдельные позиции. Заказчику могут предоставить на утверждение голос диктора, показать стилистику компьютерной графики.
  7. Сдача фильма. Показ заказчику, обсуждение, внесение корректировок.

Примеры

Метрострой. Производство — Installtechno. Россия.

Один из моих любимых корпоративных фильмов. Динамично и зрелищно. Особенно интересным считаю совмещение звука с советской кинохроники и современной компьютерной графики.

Гидроэлектростанция в Недзице. Производство — Fabryka Filmów. Польша.

Фильм на польском языке, но это абсолютно не мешает восприятию. Спокойный, красиво снятый, без пафоса и напряжения. Все понятно и без слов. Наглядный пример того, как грамотно выстроенный визуальный ряд сам по себе несет информативность. Согласитесь, хоть речь тут и о плотине, но все-таки понимаешь, как там красиво и хорошо. Даже хочется поехать туда.

«Мы — Маерск». Производство — Copenhagen Film Company. Дания.

Фильм рассказывает о логистической компании. Основным визуальным образом выбран контейнер с логотипом. Мы видим его путешествие и по ходу действия раскрываем для себя историю. К концу фильма этот контейнер ассоциируется уже с самой компанией.

«Саксобанк. Предотвращая потери». Производство — Global Media Line. Россия.

Фильм про банк. В обращении с финансами надо быть спокойным, четким и уверенным, без суеты. Такой же и фильм — все не торопливо и по делу, при этом есть необходимая ритмика. Отличная работа!