Компьютерная графика — это зрелищно и эффектно. Графика разбавляет монотонность картинки, придает динамику и раскрашивает восприятие. Естественно, главное, чтобы графика дополняла и раскрывала общую идею, а не была просто мишурой на елке.
Итак, зачем нужна компьютерная графика в корпоративном видеопроизводстве?
Оформление фильма — это заставка, графический фон, на котором могут появляться разные материалы, титровальная плашка для интервью, анимированный переход, дизайн титров, совмещение отснятого видео и дизайнерских элементов. Все эти составляющие формируют общий стиль фильма.
В случае, когда существуют скрытые процессы, не доступные человеческому глазу, или те, которые происходят внутри механизмов, используют разъясняющую графику. Например, молекулы одного вещества смешиваются с молекулами другого, происходит образование оболочек и тому подобное. Все, что нельзя увидеть, можно показать в графике, и тогда все станет понятно и доступно.
Эту технологию вы знаете. Все видели когда-нибудь по телевизору, как при съемке фильма в студии на зеленом фоне актеры что-то делают, а потом оказывается, что они все это делают в открытом космосе.
Общее название технологии — «Хромакей» (Chroma key). Есть «хромакейные» павильоны, в которых снимаются актеры, и позже все это помещается в виртуальную среду. В презентационном и корпоративном направлении эта технология может быть использована несколькими способами:
Технология «Хромакей» дорогостоящая, однако с ее помощью можно создать визуально интересные решения.
«Чистка» — термин субъективный. Мы так называем графическую обработку видеоматериала.
Впервые мы применили чистку в презентационном фильме нефтяной компании. Съемки за неимением времени решили делать в феврале. В фильме надо было показать, как работают трубоукладчики. Это такие большие машины, наподобие бульдозеров, которые укладывают в траншею длинную газовую трубу.
Съёмочная группа приехала на объект. Было холодно, и кругом лежал снег. Когда вышли из машины и увидели, что нужно снимать, обомлели. Это было невозможно: вся техника грязная, кое-где с ржавчиной. Техника хорошая, работоспособная, все работает, копает, но выглядит ужасно. На работу компании это никак не влияет. Но у нас-то презентационный фильм, нам нужна картинка, а картинки нет.
Постояв пять минут в ступоре, съемочная группа начала работать. Делать было нечего: уже приехали, сроки поджимают, и красивой техники все равно не будет. Снимали очень аккуратно, чтобы в кадр минимально попадала грязь. Но ржавых фрагментов избежать не удавалось. В результате сняли, как могли. После того как фильм был смонтирован, специалисты по компьютерной графике стали почти покадрово чистить картинку: закрашивались дефекты, убиралась грязь, где-то заменяли хмурое небо солнечным. Эта работа потребовала очень больших временных и технических ресурсов, но результат выглядел достойно.
Заказчик посмотрел фильм и ровным счетом никак не отреагировал на то, что техника в фильме красивая. Ему показалось, что все выглядит так, как в жизни. Когда мы сделали акцент на этом и показали, как было во время съемки, он опять никак не отреагировал и сказал любимую фразу некоторых клиентов: «Ну что тут такого, вы там на своих компьютерах две кнопки нажмете, и будет красиво, сейчас же такие технологии...». Понятно, что это наши проблемы и наша работа, однако, необходимо учитывать, что если требуется графическая доработка, то, как правило, она трудоемкая и не выполняется нажатием двух кнопок. Будет лучше, если сразу снимать качественную картинку, но, по опыту, это далеко не всегда возможно.
Учитывая подобные ситуации, мы разработали памятку для подготовки объектов к съемке. Перед съемочным периодом мы ее высылаем заказчику.
Данный термин обозначает графическое отображение объекта или градостроительной ситуации. Архитектурная визуализация позволяет наиболее полно представить внешние характеристики сооружения задолго до его строительства. C помощью таких роликов можно красочно продемонстрировать конкурсные проекты или создать презентации в области проектирования. В работах подобного типа необходимо точно учитывать топографию местности, инженерные характеристики сооружения, геометрию объектов, освещение.
Современные пакеты моделирования позволяют выставлять источник света (солнце) с учетом географического расположения объекта и временного периода. То есть, можно создать сцену, осветить ее, и солнечный свет будет направляться именно так, как в реальной жизни. Например, можно поставить параметры: 14 сентября 2015 года. Время 17:03 координаты: 55°45′06″ с. ш. 37°37′04″ в. д. (это расположение Москвы). Свет в сцене будет как в реальной жизни в указанное время и в указанном месте. Такие возможности позволяют выдавать результат, максимально приближенный к фотографии.
Фотореализм — это компьютерная графика, которую сложно отличить от реальной фотографии. Специалистам, выполняющим такую работу, очень желательно иметь профильное градостроительное образование.
Есть такой термин «типографика». Это то, как выглядит текст: каков его размер, отступы, интервал между буквами и строками, как и где расположен. Работа с типографикой — отдельное направление в дизайне.
Есть два принципа использования шрифтов в видеопродукции.
Первый. В одном проекте в идеале должен использоваться один шрифт. Могут быть крупные буквы и мелкие, жирные и курсив, но базовый шрифт должен быть один. Ни в коем случае нельзя использовать много разных шрифтов в одной работе. Это правило, проверенное годами.
Второй. В видеопродукции очень нежелательно использование шрифта с «засечками». Изначально шрифт с засечкам был придуман в Древней Греции. Он был удобен при гравировании текста на каменной поверхности. Шрифт с засечками меньше утомляет глаз в печатном исполнении. В книге или буклете такой шрифт будет комфортно читаться. В видео шрифт с засечками создает лишний шум и мешает восприятию.
Пять лет назад было проведено интересное исследование. Двум целевым группам были розданы листки с заданием. Одной группе дали листок с заданием, написанным простым шрифтом, второй группе достался листок с детализированным шрифтом. Так вот, вторая целевая группа оценила свое задание как более сложное и трудоемкое. Хотя тексты в листках обеих групп совпадали.
Буквы воспринимаются человеческим глазом как объекты. Поэтому это не только технический инструмент для передачи смысла, но и элемент дизайна. Надо это понимать и не «перебарщивать» с количеством шрифтовой информации в видеоработе.
Цветокоррекция — это цветовая обработка изображения. Когда видео снимают, оно получается «голое», обычное репортажное серое видео. В корпоративном видео, как правило, нужны красивые сочные и яркие цвета. Одному и тому же кадру можно придать совершенно разное настроение. Видео одно, а восприятие разное.
В кино есть отдельная профессия — колорист. Этот человек долго учится, изучает колорометрию, тренирует свое зрительное восприятие. Именно колористы создают атмосферу фильма, над этими вещами зритель не задумывается, а ведь работа идет над каждым кадром. В презентационном 5-минутном фильме в среднем 80-90 кадров. И каждому кадру необходимо уделить внимание, сделать так, чтобы все смотрелось едино и в соответствии с задачей.
Например, если в кадре станки, то чаще используется цветовая гамма с холодными тенями — это создает ощущение технологичности.
Теплые цвета больше используются в помещении или на улице.
Необходимо, чтобы, в зависимости от идеи фильма и тематики, цветовая гамма была частью общего замысла.
Солвео энерджи. Производство — W2P Studio. Франция.
Корпоративный фильм компании, специализирующейся на новых энергоресурсах. Удачное сочетание отснятого материала и двухмерной графики.
Презентация компании «Bekaert ». «История, рассказанная проволокой». Бельгия.
В качестве творческого решения данной презентации был взят образ проволоки. Эта проволока, двигаясь вперед, раскрывает различные сегменты работы компании. Создавать такие абстрактные визуальные истории можно только с использованием компьютерной графики.
Норильский никель. Производство — Installtechno. Россия.
Компьютерная графика в данном ролике является стилистической основой.
Энел. Производство — Авитекс студия и ARTDIRECT. Россия.
Современная презентация энергетической компании. Почти каждый кадр содержит в себе элементы компьютерной графики.
Архитектурная визуализация Сайеда Сауда Шахида. ОАЭ.
Пример архитектурной визуализации. Работа специалиста из Дубая. При просмотре имейте в виду, что все ролики — это компьютерная графика. Из «живых» объектов только снятые в студии люди. Качество графики выполнено на уровне фотореализма.