Задачи
- По итогам качественных и количественных исследований сформировать персоны и Employee Journey Map / EJM — персонализированные карты пути сотрудника в компании от его лица для 6 целевых аудиторий для привлечения внимания и последующей работы с сильными сторонами и болевыми точками жизни сотрудников в компании.
- Адаптировать персоны и Employee Journey Map / EJM для презентации в рамках сессии ТОП-100 руководителей компании.
- Сформировать экспертные рекомендации по работе с болями сотрудников.
Этапы работ
1. Определение 6 целевых аудиторий исследования, анализ среды и исходных данных
В рамках проекта проводили исследование для 6 целевых аудиторий сотрудников: мастер, рабочий, ремонтный рабочий, сотрудник АСУТП и 2 категории менеджеров по продажам, работающих с клиентами разных типов.
Очно посмотрели рабочую среду, в том числе столовые, комнаты приема пищи, раздевалки, душевые — своими глазами увидели пространство, где сотрудники проводят рабочие дни.
Проанализировали кадровые данные и доступные исследования, в том числе ранее проведенные для Северстали — исследования медиапотребления и анализ личного кабинета сотрудников. Проанализировали несколько тысяч открытых ответов в исследовании вовлеченности по целевым аудиториям, а также данные HR-дэшбордов по внутренним исследованиям сотрудников, чтобы определить ключевые гипотезы для проверки в интервью.
2. Предварительные глубинные интервью с бизнес-заказчиками и представителями активов в разной географии
Провели 12 глубинных интервью с HRBP, курирующими 6 целевых аудиторий, чтобы сформировать образ дня и года сотрудника, а также уточнить гипотезы, которые необходимо проверить в рамках исследования.
3. Анализ целевых аудиторий сотрудников методом персон
Глубинные интервью
По итогам предварительного анализа сформировали индивидуальные анкеты для проведения глубинных интервью с учётом выявленных гипотез, особенностей работы и быта в компании каждой из 6 целевых аудиторий.
Провели 270+ часов глубинных интервью совместно с командой Северстали. Предварительно провели онлайн-обучение для коллег — рассказали о методике и особенностях проведения глубинных интервью, поделились экспертным опытом и ноу-хау для успешных интервью.
Интервью провели очно в Череповце и онлайн с 10 производственными площадками.
Фокус-группы
По итогам предварительной обработки данных интервью сформировали гипотезы и ключевые темы для обсуждения в рамках фокус-групп.
Провели 5 фокус-групп:
- 3 очно в Череповце с представителями рабочих профессий,
- 1 очно в Москве с менеджерами по продажам,
- 1 в формате онлайн с сотрудниками АСУТП разных активов.
Этот этап исследования позволил не только глубже погрузиться в конкретные волнующие сотрудников темы, но и продумать варианты решения ключевых болевых точек совместно с внутренними экспертами и представителями целевых аудиторий.
После завершения интервью и фокус-групп провели 2 встречи с экспертами по охране труда и промышленной безопасности, а также кураторами развития мастеров в Северстали, чтобы верифицировать результаты исследования, проработать возможные варианты решения выявленных проблем.
4. Подготовка персон целевых аудиторий сотрудников и Employee Journey Maps / EJM
Формирование персон целевых аудиторий сотрудников
Результатом работы стали персоны для каждой из 6 аудиторий со знаниями о мотивации аудитории, преимуществах работодателя, образе жизни, образовании, профессиональном опыте. Персоны стали вводной карточкой с информацией об аудитории, дополняющей Employee Journey Map / EJM.
Формирование персонализированных Employee Journey Maps / EJM
По итогам аналитического этапа подготовили индивидуальные структуры Employee Journey Map / EJM для каждой из аудиторий глазами самого сотрудника, включая этапы от найма до ухода на пенсию, бытовые условия, охрану труда и промышленную безопасность, СИЗ, культуру, обучение, оценки, отношения в коллективе, планы на будущее. Структуру заполнили реальными цитатами сотрудников, демонстрирующими их отношение к каждому из аспектов — положительное, нейтральное и отрицательное. Также карта показывает частоту упоминания и географию цитат.
В результате для каждой целевой аудитории определили, как сотрудники воспринимают путь в компании, выявили барьеры и точки фрустрации и сформировали экспертные практические рекомендации в части решения болей сотрудников.
Саммари-версия для презентации
Подготовили сокращённую версию EJM для встречи топ-100 руководителей компании — в формате презентации с отображением сильных сторон, болевых точек и цитат сотрудников, иллюстрирующих ключевые инсайты исследования. Для 3 целевых аудиторий выделили топ-3-5 сильных сторон и болей, дополнили яркими иллюстрирующими их цитатами.
Презентовали результаты исследования HRD и команде HRBP с рассказом о сильных сторонах, рекомендациями в части решения болей сотрудников, а также бенчмарком с другими производственными компаниями.
Дизайн
После завершения сборки смысловой части совместно с арт-директором проработали оптимальное визуальное отображение карт для двух задач: удобное использование в цифровом формате и печать на А0 для встречи топ-100 руководителей компании. На этой встрече команда Северстали презентовали результаты исследования в рамках доклада, а также разместили полные версии карт в зоне кейтеринга для ознакомления руководителями.
Что дало исследование команде Северстали
Важным результатом для команды Северстали, помимо экспертных и практически применимых материалов, стало глубокое погружение в жизнь компании и возможность посмотреть на неё глазами сотрудников. В результате — обладание детальными знаниями и пониманием приоритетных целевых аудиторий для работы с их болями и улучшением процессов.

Начальник Управления по развитию бренда работодателя
Мы очень довольны опытом проведения исследования пути сотрудника и теми инсайтами, которые удалось собрать.
В Северстали очень развита культура обратной связи и активно ведётся работа с результатами опроса вовлечённости, но анализ EJM и взгляд на сотрудников через персоны целевых аудиторий показал, что эмпатичные интервью могут дать ещё больше глубинных инсайтов и фактуры. Так, по итогам исследования у нас сформировался новый большой проект по повышению престижа профессии мастера.
Так, по итогам исследования у нас сформировался новый большой проект по повышению престижа профессии мастера.
А в целом мы объединили итоги опроса вовлечённости с итогами исследования пути сотрудника / EJM и сформировали чёткий план, реализация которого в следующем году точно поправит многие «красные точки» в опыте наших сотрудников.