En

Документалистика — очень интересный жанр. Он близок к журналистике. Это фильмы, которые рассказывают реальные истории, проводят исследования исторических событий и явлений.

«Документалки», как их именуют профессионалы, это отдельная отрасль со своими авторами, операторами и режиссерами. Здесь особые правила и технологии. Такие фильмы обычно создаются для телеканалов. Все прекрасно знают увлекательные фильмы каналов Би-би-си (ВВС) и Дискавери (Discovery).

Корпоративная документалистика — инструмент, который может быть эффективен, если есть интересная основа. Расскажу про два примера из нашей практики.

Первый проект в документальном жанре мы создавали для крупной вертолетостроительной корпорации. В фильме мы должны были показать историю предприятий, современное состояние и проекты. Долго искали связующую идею. Нам надо было начать фильм с рассказа о заводе им. Климова в Санкт-Петербурге.

Предприятие выпускает газотурбинные двигатели. Нужно было захватывающее начало фильма. Наш сценарист выяснил, что именно на этом предприятии изобрели факел для Олимпиады-80 в Москве. Решили именно с этого и начать. Придумали, что в нашем фильме будут реконструкции исторических событий — такие художественные фрагменты, которые помогут нам создать историю.

Мы начали с истории о том, как изобретали и испытывали олимпийский факел, потом плавно речь перешла на само предприятие, и мы выстроили сюжет в нужном русле. Затем по сценарию был следующий исторический период, и мы уже показывали советского конструктора Михаила Миля, того самого, который изобрел вертолеты «МИ». Это была уже другая историческая веха.

Весь наш фильм мы выстроили с посылом к нескольким важным вехам в истории двигателестроения. В итоге фильм получился не рекламным, а документальным. Это был рассказ об истории вертолетной промышленности. И через эту историю зритель ознакомился и с современным положением дел.

Следующий наш проект был приурочен к 200-летию Бородинской битвы 1812 г. Наш клиент — компания, производящая промышленные машины — тракторы, бульдозеры, тягачи. Идея нашего документального фильма состояла в исследовании неизвестных подробностей Бородинского сражения. При этом специально для фильма были воссозданы боевые редуты, на большой площади вырыты траншеи — точь в точь как в 1812 г. Все было выполнено в масштабе один к одному.

На примере этих укреплений мы и показывали в фильме, как осуществлялась оборона, проходило наступление в Бородинской битве. Все эти укрепления сооружались современной техникой нашего заказчика. В фильме это было видно, но четкого акцента мы на этом не делали, мы просто создавали документальный фильм. Благодаря технике заказчика мы смогли соорудить укрепления и показать, как выглядели бородинские редуты.

Если брать совмещение документального кино с интересами корпоративных заказчиков, то на сегодняшний день у нас это два самых показательных примера.

Этапы создания

  1. Формирование цели фильма и типа аудитории;
  2. Поиск и разработка темы фильма — о чём будем рассказывать?
  3. Составление сценарного плана и определение мест съемок;
  4. Съёмочный период;
  5. Сценарная разработка, сбор недостающего материала;
  6. Постпроизводство;
  7. Сдача фильма. Показ заказчику, обсуждение, внесение корректировок.

Примеры

Аэропорт «Толмачёво». Производство — кинокомпания «Картина Мира». Россия.

Считаю достойной работой. Красивая история: история о людях, любящих небо.

Оман Драйдок. Оман.

Документальный фильм о жизни судостроительной верфи в государстве Оман.

Бакарди Лимитед. Бермуды.

У Бакарди настолько богатая и интересная история, что документальный фильм является лучшим форматом презентации.

«Свобода играть». Valve Corporation. США.

О чем может рассказать компания, разрабатывающая компьютерные игры? Конечно же о людях, о людях, которые профессионально играют. Поначалу идея кажется не-серьезной, но посмотрев фильм, понимаешь, что тут все как в спорте: есть свои тренировки, свои герои, тут есть и соревнование, и преодоление себя. Показывать человеческие судьбы через призму компьютерной игры, на мой взгляд, — очень выразительная идея.

«Инстаграм — это...». США.

Будучи студентом Техасского университета в Далласе, Пол Теллефсен получил задание снять трейлер для несуществующего фильма, а выполнив его, решил снять и сам фильм.

Документальный фильм «Instagram Is» рассказывает о трёх популярных американских инстаграмерах — Элис Андерсон (25 тысяч подписчиков), Брентоне Литтле (124 тысячи) и Кайле Стиде (147 тысяч) — и о том, как Инстаграм изменил их жизнь. Российский блоггер сделал перевод этого фильма. Эту версию вы можете посмотреть ниже.