En

Я часто вспоминаю две концепции, которые встречались мне, когда я только начинал изучать корпоративное телевидение. Первая состояла в том, что сценариста нанимают, чтобы он создал и представил некую цепочку картинок. Под представлением подразумевалось, что сценарист должен сначала визуализировать эти картинки, а затем описать их в мельчайших подробностях, включая угол съёмки, движение камеры, переход с одного плана на другой, и дать эту информацию в описаниях сцен.

Согласно второй концепции, написание сценария вообще должно было начинаться с рисования картинок. Основным аргументом в пользу этой идеи было то, что кино и телевидение являются визуальными медиа, и пытаться создать сценарий, начиная с написанных или напечатанных слов, – всё равно, что строить сначала крышу, а потом фундамент.

Обе концепции казались мне вполне логичными – они кажутся мне такими и сегодня, но они пробуждают ещё одно воспоминание о тех годах.

Сдав один из своих дебютных сценариев, я сидел в маленькой комнате для переговоров напротив первого в моей жизни «настоящего» продюсера/режиссёра. Целью встречи было дать мне основные инструкции по одному из нескольких сценариев, которые он – на тот момент с некоторой опаской – поручил мне написать.

«Да, и, кстати, – сказал он чуть ли не в самом начале встречи – не думайте особо много над тем, какие будут начальные заставки в каждом видео. Просто напишите слева «эффекты» и дайте закадровый текст в правой колонке. А мы уже потом сделаем заставки при помощи системы видеоживописи на основе музыкального трека и вашего текста».

На другой встрече с другим продюсером также возник вопрос, каким образом описывать сцены. И не успел я заверить его, что прочитал много литературы на эту тему и готов описать каждую сцену в мельчайших деталях, он сказал: «И, пожалуйста, никаких «камера туда, камера сюда»! Никаких крупных или общих планов! Никаких «долли», «круговых рельсов», «съёмки с высокой точки» и прочей ерунды! Просто дайте мне интересную историю. Иначе мне всё равно придётся стирать ластиком всю левую колонку, а потом писать её заново, чтобы срежиссировать фильм!»

Так я столкнулся с главным сценарным противоречием всей моей жизни: как же правильно писать сценарий? В соответствии с тем, что написано в учебниках, или в соответствии с указаниями продюсеров, которые в итоге оплачивают труд сценариста?

Для меня это был важный вопрос, и некоторое время он серьёзно меня беспокоил. И, хотя с годами я нашёл для себя ответ, одна из целей написания этой книги – спасти вас от этого неприятного чувства неопределенности. Я надеюсь, что на страницах моей книги вы найдёте ответ на этот и многие другие вопросы, которыми задаётся начинающий сценарист. Моя вторая цель – дать вам набор полезных в реальной жизни знаний и навыков, которые помогут вам успешно начать карьеру в области видеопроизводства.

Когда работа над книгой была в полном разгаре, я вдруг поймал себя на мысли, что для достижения этих двух целей мне придётся рассмотреть профессию сценариста с несколько необычной точки зрения – не как искусство, а, скорее, как бизнес. И, хотя «бизнес-идея» поначалу выглядела странно, позже я понял, что это был вполне разумный подход. Всё дело в том, что успешный сценарист корпоративного видео должен обладать двумя одинаково важными качествами:

  1. Способностью создавать визуальные и звуковые образы и чётко доносить их до собеседника в устной и письменной форме.
  2. Способностью вести себя в бизнес-среде гибко, легко и адекватно.

Причина, по которой эти два качества необходимы, проста: написание сценариев корпоративного видео – это не только искусство, но и бизнес. Корпоративный сценарий – это не «произведение искусства», а, скорее, «искусство производить». И хотя для создания хорошего сценария действительно нужны творческие способности и мастерство писателя, платит за него бизнес-менеджер, чтобы донести бизнес-информацию до бизнес-аудитории.

Из этого следует, что сценаристу корпоративного видео мало быть просто творческой натурой. На бизнес-ланче с менеджером высшего звена или даже генеральным директором фирмы-клиента он должен чувствовать себя не менее уверенно и комфортно, чем в компании своих «коллег по цеху» в местном кафе. У него должны иметься визитные карточки, деловой костюм, и он должен разбираться в тонкостях корпоративного управления не хуже, чем в принципах создания правдоподобного диалога.

Основываясь на этих соображениях, я разделил «Сценарий в корпоративном видео» на четыре части. В первой части (главы 1 и 2) рассматриваются вопросы определения бизнес-среды и обозначения цели, которой будет служить сценарий готовящегося видео. Вторая часть состоит из глав с 3 по 12. В них рассматриваются основы писательского мастерства, базовые навыки, которыми автор должен пользоваться при выполнении задания. В главах с 13 по 18, из которых состоит третья часть книги, рассматривается работа сценариста как писателя. В них содержатся примеры применения основных навыков сценариста корпоративного видео: оценка потребностей видео, составление плана проекта, создание сценарного плана, даётся несколько комментариев касательно творческих и бизнес-факторов, влияющих на создание продукта. И, наконец, в четвёртой части, состоящей из глав 19 и 20, предлагается несколько советов по редактированию и изменению своей работы, а также по входу в сам бизнес создания сценариев для корпоративного видео.

В книге вам также встретятся три типа вставок: игровые задачи, объединённые рубрикой «вы пишете сценарий», советы по «выживанию» и развитию бизнеса, и разборы реальных кейсов. Эти вставки помогут вам время от времени проверять свои знания; кроме того, в них содержатся ценные советы от профессиональных сценаристов, продюсеров, режиссёров и заказчиков современного корпоративного видео.

Ответы на задачи из рубрики «Вы пишете сценарий» находятся в Приложении 3. Также в приложениях содержится пошаговое описание создания реального сценария и два примера коммерческих предложений по созданию видеороликов.

Прежде чем перейти непосредственно к книге, позвольте мне ненадолго сменить тему ради одной финальной мысли. Даже если ваша цель – Голливуд, эта книга вам очень поможет, поскольку у корпоративного видео и «большого кино» очень много общего. Они как две стороны одной и той же оживленной магистрали. Развивая аналогию, можно сказать, что начинать на «корпоративной» стороне – отличный способ изучить правила дорожного движения, светофоры и опасные повороты. Знания, полученные здесь, обязательно пригодятся вам, когда вы решитесь «перейти на другую сторону».