En
Рэй ДиЗаззо

1. Общественное и корпоративное телевидение: сходства и отличия

Каждый день по всей Америке выходят в эфир тысячи телепрограмм: новости, документальные фильмы, сериалы, видеоклипы, программы о здоровье и многие другие. Большинство людей знает, что для всех этих программ требуется сценарий. Большинство также, скорее всего, знает, что каждый год миллионы долларов выплачиваются тем, кто создаёт эти сценарии.

Однако большинство людей даже не догадываются, что параллельно с миром общественного телевидения существует другой мир, не менее значимый и интересный. Да, я говорю о мире корпоративного видео, снимаемого и транслируемого в частном порядке и предназначенного для многомиллионной и вместе с тем четко очерченной профессиональной аудитории. И точно так же, как и его «публичный» собрат, корпоративное телевидение включает новости, документальные фильмы, игровое кино, видеоклипы и ролики о здоровье. И так же, как в мире общественного телевидения, миллионы долларов ежегодно выплачиваются людям, пишущим сценарии для этого видео.

Если у общественного и корпоративного телевидения так много общего, чем же они отличаются? – спросите вы. Различий несколько. Поскольку обычно первым встает денежный вопрос, давайте с него и начнём.

Конъюнктура рынка в прайм-тайм

На самом общем уровне можно сказать, что работа сценариста, пишущего для программ, транслируемых в прайм-тайм, оплачивается выше, чем работа корпоративного сценариста.

Хотя цифра на первый взгляд очень заманчивая, за ней скрывается несколько больших «но». Во-первых, работу сценариста, пишущего для топовых программ, просто так не получишь. Вам придётся годами бродить по улицам Лос-Анжелеса или Нью-Йорка, обивая пороги телекомпаний, оттачивая своё писательское мастерство, складывая в стопку уведомления об отказе и умоляя агента донести ваши шедевры до людей, принимающих решения. Во-вторых, как только хоть что-то начнёт получаться, вы обнаружите, что сценаристу-фрилансеру достаётся не так уж много работы: два проекта в год, если повезёт. И давайте ещё раз вспомним, что расценки указаны для проектов, выходящих именно в прайм-тайм. За сценарии для других видео платят существенно меньше. И, наконец, не стоит забывать, что вероятность того, что вы увидите свой сценарий воплощённым «от и до» в топовой программе, крайне мала. Сценарии большинства ситкомов и телевизионных фильмов пишутся людьми, которым приходится заранее привыкнуть к мысли, что их работа будет переделываться продюсерами, режиссёрами, актёрами и... другими сценаристами!

Рынок корп-ТВ

По сравнению со стоимостью сценария для общественного телевидения (оплачиваемого постранично или по минутам конечного продукта), сценарий для корпоративного ролика стоит в среднем втрое дешевле. На некоторых корпоративных проектах сценаристу платят меньше, на некоторых – значительно больше. Расценки колеблются в зависимости от репутации автора, сроков выполнения работы, сложности проекта и бюджета, которым располагают клиент и продюсер.

Хотя эти цифры выглядят не столь внушительно, как гонорар сценариста в прайм-тайм, вот несколько моментов, о которых не стоит забывать. Во-первых, получить работу сценариста корпоративного телевидения гораздо проще. Нет, я, конечно, не хочу сказать, что сценарии для корпоративных видео может писать кто угодно, но в сфере корпоративного телевидения сценарист, как правило, получает работу без помощи агента на основании собеседования и предоставления примеров своей работы. Добиться встречи с продюсером корп-ТВ гораздо проще, чем с продюсером программ, выходящих в прайм-тайм. И, кроме того, самих проектов корп-ТВ гораздо больше, ведь они, в отличие от топовых телепрограмм, делаются не только в столичных городах. И, наконец, шансы увидеть своё творение на экране именно таким, каким вы его задумали, довольно велики.

Не только деньги

Очень важно соблюдать сроки выполнения задач. Постоянно держите клиента в курсе, на какой стадии находится проект.— Крис Ван Бюрен Заказчик корпоративного видео

Деньги, однако, лишь часть вознаграждения, которое получает автор. Гораздо важнее то, что написание сценариев, как для общественного телевидения, так и для корпоративного – интереснейший способ зарабатывать на жизнь творчеством. Конечно, тот, кто никогда не писал сценариев для корп-ТВ, может поставить мои слова под сомнение и сказать, что это, наверное, скука смертная, но те, кто писал, знают – это не так! Если бы проекты корпоративного телевидения не требовали от авторов креативности и писательского мастерства, никто из стоящих сценаристов за них бы не брался. Однако как только автор осознаёт, что вот оно, непаханое поле для применения его писательского таланта, на котором можно ещё и неплохо заработать, он быстро обращается в «корпоративную» веру.

Настоящие отличия

В финальной части анализа мы рассмотрим два важных «неденежных» различия между общественным и корпоративным телевидением: рабочая среда и фактор сбора информации.

Рабочая среда

Не знакомые с большим бизнесом люди обычно относятся к корпоративному миру с некоторой опаской. Есть устоявшийся стереотип, что в крупных корпорациях «всё, как в армии»: «шаг влево, шаг вправо» и так далее. Корпоративную среду можно описать тремя словами: «канцелярская», «политическая» и «консервативная». Такой порядок вещей объясняется тем, что структура корпораций подобна пирамиде. По мере расширения книзу слои отделов и департаментов функционируют по установленным правилам. Эта многослойная структура управления обязывает вести бизнес в строгом соответствии с установленным протоколом.

Корпоративный мир имеет много общего с большой политикой. Какими бы жёсткими ни были установленные правила, принцип «не так важно, ЧТО вы знаете, сколько КОГО вы знаете» также в силе. Это означает, что большинство корпоративных менеджеров стремятся обзавестись полезными знакомствами и постепенно войти в круг людей, принимающих стратегические решения. Корпорации консервативны, потому что они хотят, чтобы их сотрудники выглядели профессионально, вели себя профессионально и действовали как командные игроки, поддерживающие политику и корпоративную культуру своей компании.

Хотя многие считают, что корпоративная культура «губит всё живое», не будем забывать, что именно корпорации двигают вперёд мировую экономику. Они предоставляют работу, возможность карьерного роста и большого заработка миллионам американцев. Да, работать в них не просто, но если человек готов работать и, что особенно важно, организовывать для решения рабочих задач других людей, его труд обязательно будет достойно вознаграждён.

Как всё это связано с работой начинающего сценариста? Напрямую! Если вы хотите достичь успеха, у вас должно появиться здоровое уважение к корпоративной культуре и вы должны научиться чувствовать себя в бизнес-среде как рыба в воде. Кроме того, что бы вам ни говорили, мир большого бизнеса не такое уж скучное и «душное» место.

Фактор сбора информации

Идя на первую встречу, узнайте как можно больше о компании, от которой надеетесь получить заказ. 
Информацию можно получить, позвонив в службу по связям с общественностью этой компании или просто в справочном отделе местной библиотеки.
Тот факт, что вы проделали небольшую «домашнюю работу», произведёт выгодное впечатление на потенциального клиента.
— Дик Джонс Руководитель отдела корпоративного видео

В отличие от телевизионных сценариев, для написания сценария корпоративного видео необходимо, чтобы автор узнал как можно больше о корпорации, её сотрудниках, целях и задачах. Большинство корпоративных видео носят информационный, обучающий или мотивационный характер или все эти элементы присутствуют одновременно в разных пропорциях. Эти видео выпускаются, чтобы, посмотрев их, сотрудники повысили свой профессиональный уровень, и в итоге компания продолжала расти и развиваться.

Вся эта «идейная, обучающая и мотивационная» нагрузка может отпугнуть многих начинающих авторов. И правда, что за радость писать сценарий о «приёмах зондирования информации», которыми должны пользоваться продавцы, чтобы узнать больше о своих покупателях? А вот один сценарист взялся за это безнадёжное дело, и результат получился совсем не скучным или занудным. Как вам, например, такой фрагмент сценария?


ЗОНДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ: СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК – ДЕНЬ
Начало: крупным планом дверь с табличкой «Комната для допросов».
За кадром идёт разговор двух полицейских – ДОРИС МАКИНТАЙНЕР и ГОРДОНА «ГОРДИ» ХАНСЕНА.

ГОРДИ: «Зачем мне все эти интеллектуальные фигли-мигли? Оставь меня с ним наедине на пять минут, и этот голубь запоёт у меня, как канарейка!»

ДОРИС: «Как ты не понимаешь? Сейчас не те времена! Существуют другие, гораздо более эффективные способы добывания информации».

Параллельно с разговором камера отъезжает и даёт панорамный план – Дорис и Горди оказываются в кадре. Они стоят у кофе-машины в полицейском участке. Горди – здоровяк лет за пятьдесят. Его грубые черты лица выдают в нем бывалого копа, полагающегося в основном на устрашение и грубую силу. Рукава у него закатаны, на ремне через плечо висит кобура.
Дорис – его полная противоположность. Это привлекательная молодая женщина с умным лицом. Она со вкусом одета; оружия у неё нет.
Хотя уже понятно, что Горди не даст себя убедить, Дорис не сдается.

ДОРИС: «Этот приём называется «зондирование, и он идеально подходит не только к нашей работе. Он активно используется в менеджерской среде. Руководители могут пользоваться этим приёмом для эффективного выстраивания отношений с сотрудниками. Этот приём можно применять даже в простом общении с людьми».

ГОРДИ: «Да? Вытаскивет из кармана ключ-кастет.

ГОРДИ (продолжает): «Я не специалист во всех этих высоких материях. У меня свои приёмы, как ты говоришь, «общения» с людьми. То есть, прием у меня один, зато эффективный – БОЛЬ!»

Дорис не сдаётся.

ДОРИС: «Твоя методика устарела, а современные специалисты используют шесть эффективных приёмов добычи или «зондирования» информации: СКАЖИТЕ, ЗАЧЕМ ВАМ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ, РАССКАЖИТЕ О ВЫГОДЕ ДЛЯ СОБЕСЕДНИКА, ВЫРАЖАЙТЕСЬ КОНКРЕТНО, ЗАДАВАЙТЕ ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ, СЛУШАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, и НЕ УПУСКАЙТЕ ПОДСКАЗКИ».

ГОРДИ: «И какие же у тебя есть «подсказки» по поводу того парня?

Кивает на комнату для допросов.

ГОРДИ (продолжает): «Этот парень отмотал три срока, ему все твои приёмы зондирования как об стенку горох!»

ДОРИС: «Ну, давай посмотрим, кто из нас прав».

Дорис и Горди подходят к двери комнаты допросов. Горди щёлкает выключателем, Дорис поворачивает ручку двери.

ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК. КОМНАТА ДОПРОСОВ – ДЕНЬ

Прямой склейкой переходим на ослепляющий свет, заливающий кадр. С противоположного ракурса крупным планом показан ВИНСЕНТ (ВИННИ) ЛЕГГАТТА, он закрыл лицо руками. Винни жуёт жвачку; он производит впечатление мелкого нью-йоркского гангстера.
Дорис и Горди заходят (из-за яркого света мы видим их как два силуэта) и садятся за стол напротив Винни. Глаза Винни привыкают к свету, и Дорис наклоняется вперёд (мы видим её красивое лицо). Винни явно доволен.

ВИННИ: «Ха, красавица»

Затем, скосив глаза на Горди

ВИННИ (продолжает): «И чудовище!»

Горди вскакивает на ноги.

ГОРДИ: «Послушай, ты, хорёк...»

Дорис останавливает его.

ДОРИС: «Горди, пожалуйста! Просто доверься мне! Ты знаешь, чего мне стоило договориться с шефом, чтобы меня допустили до этого допроса. Ты сорвёшь мне весь эксперимент!»

Горди с явной неохотой садится обратно в кресло. Дорис поворачивается к Винни.

ДОРИС: «Винни, тебе ведь не особо нравятся допросы?»

ВИННИ: «Да уж ! А вы, наверное, хотите мне предложить поплавать на яхте, да?»

ДОРИС: «Мы хотим, чтобы ты забыл это слово. Это не допрос».

Винни оглядывается и надувает пузырь из жвачки.

ВИННИ: «А что же это тогда такое? Меня не проведёшь!»

ДОРИС: «Это сеанс зондирования информации. У тебя есть нужная нам информация, а я – специалист по зондированию».

Винни снова усмехается. Дорис не обращает на это внимания и продолжает.

ДОРИС: «Для начала я хотела бы объяснить, откуда взялся этот «сеанс зондирования информации». Шеф очень похож на Горди: он верит в допросы, допросы с пристрастием. Однако мне удалось убедить его дать мне шанс добыть сведения более гуманным путём, а именно: провести сеанс зондирования информации». И я готова продемонстрировать, как это работает».

Винни это нравится.

ВИННИ: «То есть, ты обещаешь, что эта горилла меня не тронет?»

ДОРИС: « Именно так!»

Винни усмехается.

ВИННИ: «Хорошо! Ну, допустим, и как работает это ваше «зондирование»?

ДОРИС: «Оно состоит из шести простых шагов, повышающих эффективность двухсторонней коммуникации».

Дорис объясняет. При объяснении каждого шага накладываются титры с его названием.

ДОРИС (продолжает): «Первый шаг - я должна сказать, ЗАЧЕМ МНЕ НУЖНА ЭТА ИНФОРМАЦИЯ».

ВИННИ: «В смысле?»

ДОРИС: «Важно сказать, зачем вам нужна эта информация, в силу следующих причин. Во-первых, собеседник сможет больше вам доверять. Это устранит недосказанность в ваших отношениях и откроет дорогу для взаимовыгодной двухсторонней коммуникации. И наконец, благодаря этому сеанс начинается с позитивной доверительной ноты».

ВИННИ: «В таком случае, ты мне сейчас скажешь что-то вроде: «Было совершено преступление, и я буду благодарна за информацию, ведущую к его раскрытию». Так?»

ДОРИС: «Так».

ВИННИ: «Хорошо, мне это нравится. Сейчас я должен спросить, а какая в этом выгода для меня?»

ДОРИС: «А это следующая часть нашего сеанса, РАССКАЖИТЕ О ВЫГОДЕ ДЛЯ СОБЕСЕДНИКА. Это даст собеседнику понять, что в его интересах предоставить запрашиваемую информацию. Это может быть тем или иным вознаграждением или просто осознанием того, что ты помог человеку. Суть проста : собеседник сам должен захотеть предоставить требуемую информацию».

ВИННИ: «То есть, в моих интересах взять и всех заложить?»

ДОРИС: «Конечно, если Винни виновен, она будет ходатайствовать, чтобы судья не назначал ему слишком суровое наказание. Она добавляет, что, хотя, скорее всего, это чувство Винни мало знакомо, очень приятно снять грех с души и жить дальше с чистой совестью. И, конечно, самый главный для тебя плюс – это то, что я не отдам тебя Горди на съедение».

Мне кажется, это достаточно креативный подход к такой «скучной» теме. Конечно, большинство корпоративных видео не такие «детективные». Расстраивает ли это сценаристов? Ничуть! Большинство авторов обнаруживают, что, как только начинаешь вникать в какую-нибудь «скучную» тему, она оказывается на самом деле очень интересной. А потом найти способ передать через видеофильм свои знания сотрудникам компании становится увлекательной задачей, которую так интересно решить!

Профессиональный рост

Ещё один вопрос, который, возможно, вас интересует – каковы возможности карьерного роста в этой профессии? Существует несколько вариантов.

Штатный сценарист

Каждый хороший писатель любопытен – ему интересны люди, эмоции, товары и услуги, процессы и статистика.
И именно любопытство делает интересным процесс написания материала о чем угодно – от вреда курения до плана эвакуации при землетрясении, от оптоволоконной технологии до приёмов общения с покупателями, от инструкций по применению новой техники до правил промбезопасности.
Любопытство – один из самых важных инструментов писателя.
— Пэтти Райан Продюсер корпоративного видео

Если вы получите работу штатного сценариста в крупной видеокомпании, то проработав несколько лет, вы сможете выбрать один из двух вариантов развития.

Если вы продолжите работать в своем отделе, скорее всего, вы будете контролировать работу других сценаристов, а также будете выступать режиссёром и продюсером выпускаемого видео. Поскольку я выбрал именно этот путь, могу сказать, что, хотя десять лет назад мне казалось, что писать – единственное творческое занятие, на которое вообще стоит тратить время, позже я обнаружил, что работа режиссёра или продюсера не менее увлекательна, я получаю от неё такое же удовольствие, как от сочинения сценариев. А если вы потом будете развивать талант руководителя, вы сможете возглавить отдел корпоративного видео.

Впоследствии вы сможете возглавить и другие отделы вашей компании – например, отдел по связям с общественностью или другие отделы, где может пригодиться ваше знание производства видео и ваши навыки руководителя.

Эти отделы обычно выпускают корпоративные газеты, брошюры, пресс-релизы, в них работают спичрайтеры, пишущие речи для руководителей компании, и так далее. Эти отделы представляют компанию в прессе (общественной или специализированной), а также перед другими компаниями.

Сценарист-фрилансер

Многие видеокомпании заказывают сценарии у фрилансеров. Если вы выберете этот путь, то сможете писать для разных компаний на проектной основе. Вполне возможно, со временем вы сможете также выступать как режиссёр или продюсер или начать писать сценарии для общественного телевидения или даже рассказы и повести.

Мечтаете ли вы о Голливуде, или хотите сделать карьеру в большой компании, опыт, полученный вами в сфере корп-ТВ, не пропадет зря.

И наконец

Как эта книга поможет вам добиться успеха? Конечно же, книга сама по себе не может принести успех на блюдечке. Азарт, упорство в достижении поставленных целей и усердная работа – всё это вы должны предоставить сами. Однако книга может дать вам две вещи, которые существенно облегчат ваш путь: чёткое понимание, с чего начинать выработку нужных навыков, и, как я надеюсь, немного адреналина, который просто необходим в начале пути.