En

РусГидро

— Здравствуйте, Борис! Зачем РусГидро выстраивает общение с внешней аудиторией с помощью визуальных инструментов, для каких целей?

— Русгидро в принципе выстраивает отношения с внешней аудиторией. Визуальные инструменты — это только один из способов работы с нашими целевыми аудиториями. Мы пытаемся экспериментировать с этим, мы пытаемся искать ниши, дробить.

— Кто ваши зрители, кто ваша целевая аудитория?

— А это почти все! Это практически все население страны, и не только нашей страны, но и всей планеты. Во-первых, это люди, которые интересуются гидроэнергетикой и энергетикой вообще. Безусловно, это органы власти и представители высшего руководства страны. Это журналисты — и общеполитического направления, и работающие в сфере электроэнергетики. Это дети, это жители тех регионов, в которых стоят наши объекты. То есть нельзя сказать, что есть какая-то категория населения, не охваченная нашими продуктами.

— А где вы транслируете эти продукты?

— Спасибо интернету, конечно. Первая и самая большая наша аудитория — это интернет-аудитория. Мы с ней работаем давно, постоянно делаем какие-то новые продукты — ролики, сюжеты выкладываем туда. Федеральное телевидение — это святое: для них мы пытаемся тоже что-то изобретать. Хотя они сами по себе крутые, говорят все время: «Мы сами сделаем». Но бывают моменты, когда они с удовольствием берут элементы из наших сюжетов для иллюстрирования тех или иных событий, которые у нас произошли. Естественно, еще региональное телевидение и корпоративное.

— А вы вообще экспериментируете с какими-то форматами? То есть РусГидро в этом смысле — смелая компания или же более консервативная?

— Я думаю, что мы очень смелая компания! Мы пытаемся изобретать не новые форматы, а саму стилистику подачи материала пытаемся все время как-то разнообразить.

— Хорошо, давайте перейдем к просмотру различных форматов. Вначале посмотрим фрагменты двух информационных сюжетов, которые вы создаете. Это классические новостные форматы. Почему именно новости, почему именно в таком формате, с закадровым текстом?

— Здесь речь идет о подаче информации в чистом виде. То есть это не жанровый, не развлекательный, не просветительский сюжет, это чистые факты, это практически пресс-релиз в видео-формате. Поэтому так: сухая подача, стандартный видеоряд — все по законам жанра.

— Как вы организовываете съемки в регионах? Много у вас вообще региональных событий, региональных видеосюжетов?

— Если учесть, что у нас больше 80 объектов, то да, событий хватает. Каждая станция в 2-3 дня какое-то событие переживает.

— Сюжеты делаются какими-то местными силами?

— Мы делаем и местными силами, и привлекаем людей из Москвы. Если события федерального значения, то, естественно, мы подтягиваем туда из столицы съемочные группы в подспорье тем, кто там работает. Туда также выезжают представители нашего Департамента. Все это делается заранее — за два-три дня, иногда за неделю и даже раньше, если речь идет об очень серьезных событиях. Продукт нужен именно в тот день, когда состоится событие, именно поэтому мы и делаем заранее. Нужно синхронизировать работу так, чтобы все наши подрядчики успели смонтировать, и сюжет вышел именно в тот день, когда у нас произойдет событие.

— Вы планируете развивать эти форматы, увеличивать их количество, объединять корпоративное телевидение, например?

— Уже этим занимаемся. Вообще, у нас эта задача был поставлена еще несколько лет назад в порядке идеи, но не хватало ни ресурсов, ни контента, да и сама инфраструктура интернета была слабовата в России для этого. Сейчас, конечно, и скорость доставки возросла, и себестоимость транспортировки сигнала стала пониженной.

— В скором времени может появиться корпоративный телеканал компании «РусГидро»?

— Некоторые наши офисы уже этим занимаются. Например, в центральном офисе в столовой и приемных уже работает этот канал. Это вызывает интерес. Хотя народ жалуется, что очень много повторов, поэтому нужно разнообразить контент.

— Достаточно интересно, успехов вам в этом начинании. Теперь поговорим о ролике другого формата — о благотворительной акции. Почему какие-то сюжеты вы делаете в информационном плане, а другие более эмоциональными?

— Так и задачи разные! Здесь задача — создать настроение, показать, что это одна команда, что люди объединены одной целью. Они пришли одновременно и на праздник, и на встречу с людьми, близкими по духу.

— У ролика о проекте Нижнебурейской ГЭС на вашем YouTube-канале 56 тысяч просмотров за 9 месяцев — это хороший результат. Почему выбран именно такой формат ролика, для чего он создан?

— Это просветительский формат. Создан, в основном, для местных жителей, для местных журналистов, которым интересно, что это за объект. Когда мы идем мимо стройки, то на заборе всегда видим описание строящегося объекта. На гидроэлектростанции тоже есть паспорт объекта, но не каждый мимо него пройдет. Ролик — это своеобразный паспорт объекта для людей, чтобы было понятно, что именно строят, кто строит, как все это будет выглядеть потом.

— То есть вы информируете аудиторию о том, что происходит?

— Что происходит, когда это закончится, когда все это заработает.

— А если не информировать, то чем это может грозить?

— Это всегда чревато большими сложностями в отношениях с местным населением. Люди же боятся какой-то неизвестности. Начинают распространяться слухи — например, о затоплении или каких-то опасностях, связанных со строительством. Информирование помогает пресекать на корню слухи и ломает дезинформацию, не дает для нее почвы. С дезинформацией мы, в частности, сталкивались во время восстановления Саяно-Шушенской ГЭС. Просто есть люди, которые пытаются заработать себе какой-то общественно-политический капитал или считают, что они лучше понимают в электроэнергетике, чем профессионалы.

— То есть для вас это инструмент информирования аудитории о происходящем?

— Да, это создание информационной базы для тех людей, которые там живут, которые могут посмотреть в ролике, что там будет, как это будет выглядеть. Желательно, чтобы наш ролик вышел раньше каких-то неадекватных комментариев.

— Ролик «Счастье не за горами» набрал 11 тысяч просмотров за полторы недели. Где происходит его действие?

— Это река Кама, город Пермь. Скажем так: сами инсталляция «Счастье не за горами» никакого отношения к нашей работе не имеет. Но это символ города, жители города все время переживают за судьбу этой инсталляции. По ней меряют и уровень воды, и, если можно так выразиться, уровень счастья. Один из водных мотоциклистов во время катания снес букву «ч» и ее унесло водой, а весь город потом долго переживал, когда же букву восстановят. Мы сделали этот сюжет, потому что Камская ГЭС находится в городе, является частью этого города. Наша компания считает эту инсталляцию частью своей жизни.

— То есть этот забавный ролик показывает уровень воды?

— Чтобы показывать уровень воды, у нас есть другие информеры — например, на нашем сайте. А этот ролик просто показывает, что нам не чужды вопросы, которые заботят обычных жителей Перми. Это часть нашей жизни, это часть и нашего счастья тоже.

— Видео о Чиркейской ГЭС очень красивое, съемки масштабные. Для чего создаются чисто видовые материалы?

— Мне кажется, у нас в стране — и на телевидении, и в интернете — нехватка сюжетов о красоте нашей земли. Чиркейская ГЭС и в инженерном смысле одно из самых интересных сооружений в нашей стране, и визуально смотрится фантастически — посмотрите, какой цвет воды. У нас на телевидении, к сожалению, не так много сюжетов, которые показывают, например, на Discovery. Что касается ролика, то он показывает работу гидроэнергетиков, которые трудятся на объектах огромной инженерной сложности и красивых с точки зрения архитектуры, чисто визуально.

— Имиджевый ролик РусГидро — очень хорошая работа, мне кажется. А почему для имиджевого ролика вы выбрали именно мультипликацию?

— На самом деле ответ очень простой: это предновогодний ролик. Не хотелось делать какую-то банальную картинку, стандартного формата видеоролик не вписывался в Новый год: не хватало в нем Деда Мороза, елки, снега, фейерверка. А мультик пошел просто отлично. Злоупотреблять этим тоже нельзя: не нужно превращать всю жизнь в сказку.

— Два других фрагмента — как раз мультипликационные ролики. Один, как я понимаю, рассказывает доступным языком про плотины, второй — по другому проекту. Как вы можете охарактеризовать мультипликацию как корпоративный инструмент?

— Он вполне работающий. Дело в том, что мы очень много работаем с детьми. Мы выпускаем, например, детскую литературу — образовательную, популярную. Понятно, что строить детям презентацию в Power Point было бы странно, поэтому мультики мы делаем, прежде всего, для них. В интернете они тоже расходятся.

— Вам вообще нравится мультипликация как корпоративный инструмент?

— Под конкретную задачу — да, безусловно. Все-таки это ориентир на молодое поколение, на детей. И взрослых живущих рядом с ними. Понятно, что для презентации в министерстве мы этого делать не будем. Хотя, может, стоит попробовать.

— Возможно, это хорошая идея. Давайте посмотрим трейлер еще одного проекта совершенно другой тематики. Расскажите, что это за проект такой мощный?

— Это 70 лет Победы. Очень хотелось что-то сделать неформальное и близкое нашему старшему поколению. У нас на объектах очень много людей с интересной историей, с ними разговаривать — одно удовольствие. То, что вы видите в этих сюжетах, построено, в основном, на их рассказах.

— Тут цикл программ, правильно я понимаю?

— Да, здесь 15 серий. Каждая из них посвящена либо одному из эпизодов во время войны, либо одному из объектов. Очень красивая графика, можно сказать голливудская. Мне нравится. Сейчас привык, а первое время бежали мурашки по коже.

— А где показывались эти сюжеты?

— У нас был совместный проект с каналом LifeNews. В эфире — каждую среду плюс повторы. Есть также специальный сайт, плюс интернет, плюс YouTube, плюс наше внутреннее корпоративное телевидение (у нас даже в лифтах стоят мониторы, по которым эти трейлеры показывались).

— Давайте в завершение нашего разговора поговорим еще об одном инструменте, который РусГидро активно использует, — это инфографика. Ее мы нашли достаточно много у вас — разной тематики и различного формата. Для каких целей РусГидро использует инфографику?

— Это чисто информационная задача. Но бывают и просветительские, образовательные цели. Инфографика идет как иллюстрация к нашим пресс-релизам. Формат инфографики позволяет в очень сжатой форме, на поле одного кадра, выстроить все значимые факты, которые касаются того или иного события или того или иного объекта.

— То есть здесь вы концентрируете информацию?

— Да, это концентрированная информация по событию.

— А где вы размещаете инфографику?

— Во-первых, на нашем сайте. Во-вторых, в наших релизах — к ним прикрепляются либо иллюстрации, либо инфографика. Если инфографика делается к какому-то событию, то раздаем журналистам. Для телевизионщиков иногда убираем звуковую дорожку, чтобы им было удобнее работать, убираем логотипы. Для нас в данном случае важно, чтобы зрители увидели не то, как компания «РусГидро» сделала сюжет, а чтобы информация дошла до аудитории.

— Как вы оцениваете инфографику как корпоративный инструмент?

— Для корпоративных нужд инфографика тоже очень хорошо подходит. Внутри корпорации происходят разные события. Допустим, изменение штатной структуры — это же огромная тема! Например, в компании, в которой работает 80 тысяч человек, происходит оптимизация — количество членов правления становится в два раза меньше. Всем интересно, как это будет выглядеть. Вот тогда и делается инфографика, в которой красиво изображается, кто где теперь находится, куда перешел.

— Борис, как, на ваш взгляд, бренд должен выстраивать свои сообщения? Что должно преобладать — авторитетность и статус или простое живое общение?

— Где-то, естественно, нужен официоз — никуда от этого не деться. Где-то нужно настроение. Иногда мы сочетаем и то, и другое. Один и тот же сюжет, одно и то же событие у нас может освещаться и в формате сухого сообщения или информационной справки, и в формате живого, настроенческого ролика.

— Как вы считаете, каково будущее корпоративных визуальных инструментов, куда они будут развиваться?

— Как-то видел презентацию, по-моему, на Сочинской Олимпиаде (не буду называть бренд). В ней были изображены игрушки, которые состоят из разных иголочек: прикладываешь руку — с другой стороны появляется ладонь. Мне кажется, информационная среда сейчас выглядит как это поле. То есть можно взять и одним релизом «выдавить» квадратик с другой стороны. А можно каждую иголочку толкнуть именно туда, где можно достигнуть конкретного потребителя с другой стороны этого самого барьера. И тогда возникает необходимость очень точного дробления и позиционирования информации, нацеленной на самого небольшого адресата. Мне кажется, это и есть тренд современной медиаиндуатрии, когда видеосюжеты становятся все короче, каждая аудитория требует конкретного посыла. Кому-то не нужен большой ролик, кому-то достаточно будет посмотреть эмоциональный «Счастье не за горами». Кому-то потребуется общая картина, а кому-то потребуются мелкие-мелкие детали. Мне кажется, вот так и будет происходить. То есть мелкими ручейками надо доставать каждого своего читателя, слушателя.

— Что бы вы могли пожелать вашим коллегам при работе с медийными инструментами? На что обращать внимание? Что вы считаете самым главным?

— Мне кажется, самое важное — не бояться рисковать! Нельзя останавливаться, все время надо что-то искать. Бывает, что ищешь-ищешь, тебе вдруг кажется, что нашел, а начальство либо аудитория говорят, что не пошло, ерунда получилась. Не надо этого бояться: все можно исправить, перепозиционировать. Если время от времени не совершать какую-то глупость, то не получится ничего интересного. Иногда бывает страшно, конечно. У нас была история 5 лет назад, когда мы пускали первый восстановленной агрегат Саяно-Шушенской. Приезжало самое высокое руководство страны. Мы тогда впервые сделали довольно простенький, короткий (на две минуты) трехмерный ролик, но он на ура был воспринят главной целевой аудиторией и всеми журналистами в пуле. Этот ролик тогда разошелся моментально — не было ни одного корреспондента, который бы не взял его в сюжет. Потом мы еще год рассказывали, как мы все это сделали. Хотя на самом деле там все на поверхности лежало. Потом уж все стали делать что-то подобное — нам пришлось искать что-то новое.

— То есть вы за то, чтобы экспериментировать и не бояться делать смелые шаги?

— Да!

— У нас в гостях был Борис Зверев, директор по связям с общественностью компании «РусГидро». Спасибо, что пришли!

— Спасибо вам! До свидания!