Медиа для экспертов
по внутренним коммуникациям
En

Как правильно давать видео-интервью

Думаю, никто не станет спорить, что интервью — это всегда стресс. Это как выход на сцену: сколько бы лет артист ни играл в театре, все равно каждый раз присутствует волнение. Мандраж обязательно будет вас сопровождать — это естественно и совершенно неотвратимо.

На что же стоит обращать внимание при подготовке к видео-интервью?

intervu.jpg_1200x799.jpg

1. Давать интервью надо по той теме, которую вы знаете. Если человек плохо ориентируется в материале, то это видно невооруженным глазом. Вы сразу же выглядите неубедительно, и никому не интересно вас смотреть и слушать.

Я советую семь раз подумать, прежде чем соглашаться на интервью по теме, не до конца для вас изученной. В интервью интересен исключительно личный опыт и личное отношение профессионала к вопросу, а не какая-то абстрактная теория. Если вы не в теме, то ничего полезного вы сообщить зрителю не можете.

2. Ни в коем случае, никогда (!), не надо учить текст будущего интервью наизусть. Это ужасно. Помните, как в школе вы учили стихи, а потом изо всех сил пытались рассказать их у доски с выражением? По факту мы лишь зубрили слова и совсем не уделяли внимания смыслу. Точно так же вы можете выучить текст интервью, который потом будет отскакивать от зубов, можете говорить с выражением, но в глазах будет пустота.

Как давать интервью.jpg

Не надо учить текст — надо запомнить важные тезисы и их последовательность и рассказывать затем своими словами. Только тогда на экране вы будете выглядеть живым человеком, а не механической куклой. Знать наизусть нужно лишь цифры, которыми апеллируете: это важная информация, и она должна быть точной.

3. Не бойтесь оговорок или ляпов. Все мы люди — можем запутаться, ошибиться, не сразу правильно сформулировать мысль. Ничего страшного в этом нет. Ошиблись, извинились и исправились — все как в обычном дружеском разговоре. Признание ошибки в кадре заслуживает уважения и доверия. Ни в коем случае не бойтесь быть собой! Плюсов от этого гораздо больше, чем минусов.

4. Не прячьтесь за рабочим столом. Многие руководители неохотно выходят из-за своих рабочих мест, и это понятно: человек сидит за столом, ему удобно, он защищен, ему есть на что опираться. Я категорически против таких интервью. Скрывать не стану: и нам приходится снимать некоторых директоров за столом из-за их принципиального желания, но таких интервью все же минимум.

Я вообще мечтаю, чтобы люди окончательно перестали прятаться за «баррикады» своих рабочих мест! Ведь все это выглядит официозно, скучно и невыразительно. Антураж должен дополнять смысл. Если руководитель говорит про завод, то пусть дает интервью непосредственно в цехе; если говорит директор строительной компании, то его место на стройке, на крыше здания или за рулем машины с цементом; если речь об инвестициях в регионы, то в кадре должна быть хотя бы карта, на которой можно эти самые регионы показать.

Потрясающе выглядят смелые интервью, в которых есть юмор и самоирония. Безусловно, нам есть чему поучиться у коллег из Вольво.



5. Грим. При съемке видео-интервью в 90% случаев необходимо использовать хотя бы минимальный грим. Это связано с особенностями восприятия камерой человеческого лица. Вы же не хотите явиться миру «во всей красе»: с синяками под глазами, пятнами на лице и прочими эстетическими недостатками?

6. Не надо говорить непосредственно в камеру. Если вы даете интервью, то смотреть нужно на собеседника. Он может быть как в кадре, так и (в большинстве случаев) за кадром. Как правило, корреспондент сидит или стоит близко к объективу. Таким образом, лицо интервьюируемого находится в удачном ракурсе.

Отвечать на вопросы и смотреть при этом в камеру — дурной тон. Смотреть в нее можно, когда вы напрямую обращаетесь к зрителю — например, в новогоднем поздравлении или во время видео-лекции. Если на интервью к вам приехал только оператор (такое может быть, если даете интервью небольшому интернет-порталу), то обязательно попросите кого-нибудь (например, секретаря) сесть рядом с камерой — именно этот человек станет на сегодня вашим собеседником.

7. Одежда. Она должна соответствовать теме и локации съемок. Я думаю, вы и сами разбираетесь в том, как вам уместнее всего выглядеть в той или иной ситуации. Главное, чтобы вам было комфортно в одежде. Есть технические моменты: не должно быть в одежде мелких деталей, полосок, клеток. На видео слишком мелкие детали плохо прорабатываются и превращаются в кашу.

8. Жестикуляция. Все учебники по публичному выступлению уделяют большое внимание жестам, работе рук во время выступления, так как язык тела может помочь в убеждении аудитории. Лично я совершенно не замечаю своих жестов. Дело в том, что по своей природе во время разговора или публичного выступления я активно машу руками. И связано это отнюдь не с какой-то методикой НЛП — просто натура у меня такая.

Когда я только-только начинал публично выступать, мы с моим педагогом по актерскому мастерству Юрием Борисовичем Мартынычевым пытались сделать мою жестикуляцию более системной и менее активной. Но, к сожалению, кардинально изменить ничего не получилось — мы сошлись во мнении, что это моя индивидуальность. Когда я общаюсь, я увлекаюсь, когда увлекаюсь, в ход сразу идут руки — я практически перестаю контролировать свои жесты.

Иногда зрителям моих выступлений и интервью моя активность кажется чрезмерной. Самый забавный комментарий к своему видео, который я прочитал, был таким: «Кто-нибудь, отрубите ему руки!!!». Да, возможно, мои руки отвлекают от моей речи, но я такой, какой есть: я искренен в своем общении, я не робот, я живой — считаю это главным.



9. Односложные ответы. Есть такое негласное правило в интервью: крайне нежелательно односложно отвечать на вопрос — просто «да» или «нет». Зрителю важен развернутый ответ с объяснением вашей позиции: почему «да» или почему «нет». Конечно, ответ зависит от вопроса: именно интервьюер должен так формулировать вопрос, чтобы на него нельзя было ответить одним словом или слишком короткой фразой. Зрителю всегда важно понять человека, его мотивы, позицию — односложные ответы не увлекают.

10. Назвался груздем... Если вы не чувствуете в себе сил или желания дать интересное интервью, то лучше этого не делать. Зритель не должен видеть в кадре неуверенного человека, который не может сформулировать свои мысли. Вы выступаете от лица компании и, так уж устроено восприятие, по вам будут судить о компании в целом. Если вы будете неубедительны, то никакой пользы от интервью ждать не приходится. Если вы назвались груздем (согласились на интервью), то полезайте в кузовок (подготовьтесь, как следует).


И напоследок. Если вы даете интервью не по вашему заказу (например, для корпоративного фильма), а журналисту какого-то СМИ, то всегда есть риск манипуляции с монтажом: любой материал можно склеить так, что смысл будет искажен. А «нарезать» из интервью можно все, что угодно.



Понятно, что здесь монтажер лишь пошутил. Но вы всегда должны быть начеку и следить, чтобы не был искажен смысл сказанных вами слов. Это может произойти и не специально: режиссёр монтажа, например, не до конца уловит смысл фразы и обрежет ее не там, где следует. По возможности, просматривайте интервью до публичной демонстрации.

#чтиво #корпоративное видео
Статьи на тему
Особенности применения видео в корпоративных коммуникациях
Особенности применения видео в корпоративных коммуникациях
Богданов об HR-видео
Богданов об HR-видео
Интервью блогу Apostrophe Media
Будущее корпоративного видео
Будущее корпоративного видео
Мнение международных компаний по результатам исследования «The State of video in the Enterprise 2016» компании Kaltura
Видео в международных компаниях
Видео в международных компаниях
Как используют корпоративное видео в зарубежных компаниях и как это влияет на доходы. Результаты исследования «The State of video in the Enterprise 2016» компании Kaltura из Нью-Йорка