06 июнь 2019

Диджитал-каналы внутренних коммуникаций — 2019

Первое исследование по опыту использования интранета в России мы провели в 2016 году. Подтолкнула к этому нехватка цифр и аргументов для подтверждения наших гипотез о развитии интранета в России, а различия в культуре между странами, другой уровень технологий не позволяли использовать результаты международных исследований.

Мы решили проводить интранет-исследование ежегодно, и за 3,5 года накопили базу бенчмарк-данных и интранет-кейсов. За это время увидели, что интранет все больше интегрируется с другими каналами внутренних коммуникаций: рассылками, корпоративным телевидением, электронными журналами и радио. Мы вновь оказались в ситуации, когда не хватает цифр и аргументов для подтверждения гипотез. Поэтому в этом году добавили в интранет-исследование вопросы об альтернативных каналах коммуникаций. Так получилось отдельное исследование «Диджитал-каналы внутренних коммуникаций: опыт 100+ компаний».

Публикуем здесь самое интересное для тех, кто давно его ждал.

BookWhite.jpg

Задачи команды внутренних коммуникаций

90% команд по внутренним коммуникациям решают задачи повышения информированности и вовлеченности сотрудников. При этом задача «помощь бизнесу в достижении бизнес-результатов» всего лишь на третьем месте. По нашему мнению, она должна быть на первой строчке.

Мы объясняем это тем, что не во всех компаниях команды внутренних коммуникаций работают в одной связке с командами по решению бизнес-задач и привязаны к их результатам. Часто они выполняют роль только внутреннего СМИ, которое пишет и публикует новости.

На четвертом месте — задача по развитию бренда работодателя. Ее популярность выросла за последние несколько лет и полностью легла на плечи внутренних коммуникаторов.

Задачи команды ВК

Популярные каналы внутренних коммуникаций

Большинство компаний в мире стремятся сделать интранет основным каналом коммуникаций и сократить или даже отказаться от рассылок. Сотрудники в больших организациях перегружены количеством писем. Массовые рассылки внутрикомов, служб ИТ-поддержки, хозяйственного департамента часто отправляют в спам.

В России, несмотря на высокий уровень проникновения интранета, 95% компаний используют почтовые рассылки. Это легко объяснить — рассылки быстро создаются, не требуют покупки дополнительных ИТ-инструментов, и легко отправить всем. Ключевые минусы: отсутствие обратной связи и отправка в спам.

Использование диджитал-каналов ВК Больше 70% респондентов для общения с коллегами используют внешние соцсети. Половина ответивших признают, что используют внешние мессенджеры для внутренних коммуникаций.

Несмотря на то, что 60% компаний используют ТВ-панели, корпоративное телевидение, как полноценный продукт и канал с разными форматами контента, сеткой вещания, централизованным управлением, использует только треть компаний. ТВ-панели часто используют только для новостных статических анонсов в формате слайдшоу, трансляции показателей работы сотрудников, например, конкретного цеха или магазина, крутят в зацикленном режиме 3-5 роликов.

Активно используют и не цифровые каналы коммуникаций. Как правило, это встречи, совещания, выступления руководства.

Другие каналы ВК

Радио используют 13%. Преимущественно, производственные компании и ритейл. Почти у 50% есть газеты или журналы. Газеты популярны в металлургии и ритейле для еженедельной или ежемесячного информирования линейного персонала. Журналы — в банковской сфере. Это имиджевый инструмент для клиентов и инструмент коммуникации с сотрудниками, который выходит раз месяц или квартал.

Эффективность диджитал-каналов ВК

Эффективные каналы коммуникаций с сотрудниками

По средним показателям самыми эффективными респонденты считают рассылки — 3.9 из 5.

Эффективность внешних мессенджеров оценивают тоже высоко — 3,6 из 5. Если вы используете Вотсапп, Телеграм, Вайбер для внутренних коммуникаций в компании, советуем задуматься над этим и регламентировать использование. Важно определить, в каких случаях и как пользоваться. Часто сотрудники в таких чатах обсуждают рабочие вопросы, пересылают конфиденциальную информацию и документы.

Интранет можно считать площадкой с самой высокой эффективностью — 3.5 из 5, если не учитывать рассылки как канал без обратной связи, а внешние мессенджеры как небезопасный инструмент.

Если для измерения эффективности интранета уже есть конкретные метрики, то с корпоративным телевидением тяжелее, поэтому эффективность этого канала в конце списка. Прекрасно с оценкой эффективности корпоративного ТВ справляются в команде Coca-Cola Hellenic.

Топ-10 болей команды внутренних коммуникаций

На форуме внутренних коммуникаторов Poppulo Communicators Forum в Лондоне в марте 2018 года обсуждали трудности в работе внутренних коммуникаций. 52% респондентов ответили, что самое трудное — бороться за внимание в перегруженном инфопотоке.

two-quotes.png

Ключевая боль команд внутренних коммуникаций — борьба за внимание в перегруженном информационном потоке.

В России эта цифра почти такая же — 56%. Количество диджитал-каналов с каждым годом растет, и внимание читателя завоевать становится сложнее. Еще одна проблема — несогласованный контент в каналах внутренних коммуникаций. Вероятно, если решить эти две проблемы, бороться за внимание читателей станет легче. Здесь может помочь редполитика, контент-план и единая команда редакции, как это делает Сибур.

Топ-10 болей команды ВК

Другая распространенная проблема — ограниченность инструментов коммуникации с сотрудниками без компьютеров, например, рабочие, продавцы, разъездные сотрудники, водители. Об этой проблеме говорят почти 50% опрошенных.

Решить эту боль может мобильная версия интранета, которая уже есть у 24% компаний. Мы ожидаем, что через два года показатели станут намного выше — 40% компаний планируют мобильный интранет.

Анализ целевой аудитории

Как анализируют целевую аудиторию внутренних коммуникаций

Мы часто видим в практике, и результаты исследования это подтверждают — компании не изучают потребности и боли сотрудников. Такая ситуация сложилась у 30%. Вероятно, они создают и запускают инструменты для сотрудников, не определив, какую задачи будут решать и какие потребности аудитории будут удовлетворять.

60% используют опросы и другие количественные методы анализа, 24% полагаются на собственную экспертизу: команды или руководителя. Это опасная позиция. Даже проработав 10 лет в компании, вы можете не догадываться о проблемах разных категорий сотрудников. Мы рекомендуем регулярно изучать свою аудиторию, комбинируя количественные и качественные методы: фокус-группы, интервью, метод персон.

Препятствия в создании контента

Проблема плохого контента

Внутренним коммуникаторам в работе часто мешают согласования и сложности в коммуникациях между подразделениями. Об этом говорят 30% опрошенных. В большой компании одну новость утверждает несколько человек. Как результат — долгая публикация, снижение качества материалов и мотивации автора.

Другая серьезная причина плохого контента — отсутствие компетенций по контент-дизайну и написанию текстов. Для решения этой проблемы мы недавно провели интенсив для контент-менеджеров.

При этом только 21% компаний регламентируют процессы и имеют правила публикации и архивации контента. У 41% документов по сопровождению контента нет. Хотя наличие инструкции или редполитики сокращает время на согласование и помогает быстро разбираться в сложных ситуациях.

Обычно в команде внутренних коммуникаций работает не больше трех человек, которые одновременно решают разные задачи. «Отсутствие рук» также негативно влияет на производство контента. Мы обнаружили еще один факт — требования писать только позитивные новости в интранете иногда становится серьезным препятствием для контент-менеджера.

Документы при поддержке контента

Что мы советуем по итогам исследования

  1. Помните, что задача внутренних коммуникаций — это поддержка бизнеса в достижении результатов. 
  2. Используйте интранет в качестве ключевого канала коммуникаций.
  3. Обеспечьте мобильный доступ к интранету для сотрудников «без компьютеров».
  4. Изучайте целевую аудиторию.
  5. Не увеличивайте число каналов.
  6. Разработайте редполитику и составьте контент-план для всех каналов коммуникации

Полный отчет с результатами исследования мы отправим участникам исследования в июне. Всем остальным — в декабре 2019 года.

Если вы хотите принять участие в следующем исследовании и получить результаты этого, напишите нам на  intranet@rivelty.ru

Также вам могут быть интересны статьи:

— Интранет-исследование 2018
— Как анализировать свою аудиторию?
— Как понять, успешный ли у вас интранет?

#интранет #интранетисследования #интранетзнания
поделиться поделиться твитнуть телеграмнуть
Оставьте свою электронную почту, чтобы подписаться на рассылку

Спасибо, что подписались на нашу рассылку.

Статьи на тему
Лонглист Russian Intranet Awards
Лонглист Russian Intranet Awards
Длинный список номинантов первой экспертной интранет-премии
Кто станет победителем #RIawards 2020?
Кто станет победителем #RIawards 2020?
16 компаний из ИТ, ритейла, металлургии, нефтегазовой и финансовой отрасли — кто станет победителем RIawards 2020?
Продуктовый метод и гибкие подходы в разработке интранета
Продуктовый метод и гибкие подходы в разработке интранета
Егор Петров рассказывает об опыте работы команды М.Видео — Эльдорадо
Call for speakers на Ривелти.Конф
Call for speakers на Ривелти.Конф
Не пропустите возможность выступить на самом неравнодушном мероприятии 2020 года!