Рэй ДиЗаззо

Приложение 1. Основные шаги написания сценария


Поскольку наш рассказ об основных этапах написания сценария как бы «размазан» по всей книге, будет неплохой идеей перечислить их кратко ещё раз в самом конце. Не забудьте, что это описание и здесь носит общий характер: у разных продюсеров и разных компаний свой подход к написанию сценария и свои требования к сценаристам.

Создание сценария: основные шаги

  1. Клиент звонит продюсеру или встречается с ним. Клиенту требуется видео, чтобы разрешить некую коммуникационную проблему. Продюсеру необходимо убедиться, что такое видео станет действительно эффективным инструментом для выполнения стоящей задачи. (Это, в числе прочего, подразумевает выполнение анализа потребностей программы)
  2. Сценарист и продюсер встречаются или созваниваются. Продюсер нанимает сценариста. Обсуждается гонорар, сроки выполнения задания, прочие условия.
  3. Организуется первая встреча в формате «клиент-продюсер-сценарист». Преимущественно обсуждаются цели и задачи, аудитория, бюджет, сроки проекта.
  4. Если это ещё не сделано, на этом этапе продюсером и/или сценаристом уже точно должен быть сделан анализ потребностей проекта. Это включает в себя перечень основных затрат на разработку и производство видео. Результаты направляются клиенту.
  5. Анализ потребностей проекта согласуется с клиентом. (Клиент или продюсер могут и не запросить анализ потребностей проекта. Однако сценарист должен сделать его в любом случае.)
  6. Сценарист углубляется в изучение специфики бизнеса клиента - телефонные звонки, беседы с сотрудниками компании-клиента, чтение корпоративной литературы, посещение семинаров и мастер-классов. (В отдельных случаях уже на этом этапе разрабатывается план проекта. Если план проекта готов, он сдается продюсеру и клиенту на согласование).
  7. Сценарист придумывает концепцию и визуализацию, а затем готовит сценарный план. В сценарном плане видео описывается в простой повествовательной форме.
  8. Сценарный план сдается продюсеру. Если продюсера всё устраивает, он пересылает сценарный план клиенту. Если нет, продюсер встречается со сценаристом, и они обсуждают, какие изменения необходимо внести. Затем продюсер отсылает исправленный сценарный план клиенту.
  9. Клиент изучает сценарий и либо дает своё согласие, либо также просит внести изменения. Также сценарий может быть отправлен на рецензию консультанту-специалисту. Если изменения незначительны, можно переходить к написанию сценария.
    Если изменения существенные, необходимо дождаться, когда будет готов новый вариант сценарного плана.
  10. Сценарный план согласован.
  11. Сценарист готовит первый вариант сценария на основе согласованного сценарного плана, сдаёт его продюсеру.
  12. Продюсер изучает первый вариант. Если ему кажется, что сценарий хорош, он отсылает его клиенту. Если нет, продюсер встречается со сценаристом, и они обсуждают, какие изменения необходимо внести в сценарий.
  13. Затем продюсер отсылает первый вариант клиенту.
  14. Продюсер изучает первый вариант сценария. Если требуется, отсылает его на вычитку специалистам-консультантам. Клиент и специалист-консультант утверждают сценарий или возвращают его с коррекциями продюсеру и сценаристу.
  15. Сценарист готовит второй вариант сценария с учетом присланных коррекций.
  16. Продюсеру высылается второй вариант сценария. Продюсер снова пересылает его клиенту.
  17. Клиент и специалист-консультант утверждают второй вариант сценария или снова вносят в него коррекции. Проект сценария с исправлениями возвращается сценаристу и продюсеру.
  18. Сценарист готовит и отсылает окончательный вариант сценария.
  19. Клиент и продюсер утверждают финальную версию как сценарий, по которому будет сниматься видео.
  20. Начинается пре-продакшн. (После предварительного выезда на место съемок по требованию клиента, продюсера или режиссера в сценарий могут вноситься правки.)