Рэй ДиЗаззо

3. Продюсеры и клиенты


ВИПы

Продюсер и клиент – два самых важных человека в жизни корпоративного сценариста. Поэтому очень важно, чтобы вы знали, как каждый из них «устроен» и как ваша творческая работа может помочь продюсеру и клиенту в достижении их целей.

Продюсер чаще всего является штатным сотрудником видеокомпании, которая нанимает сценариста. Обычно это «менеджер среднего звена», перед которым стоит задача сделать успешное корпоративное видео для компании-клиента. Под «успешным» подразумевается видео, которое решает стоящую перед клиентом коммуникативную задачу, вписываясь в денежные, временные и политические рамки, в которых функционирует компания. Обычно продюсер «ведёт» проект с момента, когда возникает сама идея создания фильма до дня, когда фильм растиражирован и донесён до зрителя. Многие продюсеры – люди с многолетним опытом работы в сфере телевидения. Когда проект запускают в работу, одна из главных задач продюсера – найти хорошего сценариста.

Клиенты также являются штатными сотрудниками своей компании. Это тоже «менеджеры среднего звена», и как раз перед ними стоит коммуникативная проблема, которую надо решить. В каком-то смысле, клиент «нанимает» продюсера для решения этой проблемы. Хотя оба, вроде бы, работают на одну и ту же компанию, я не случайно написал «нанимает», потому что клиенты платят за производство фильма из бюджета своей компании или одного из её отделов. Одним из первых и главных платежей по проекту является гонорар сценариста.

Как сценарист вы работаете и на продюсера, и на клиента. Нанимает вас и платит вам продюсер, но инструкции вы получаете и от продюсера, и от клиента. Ваша основная задача – написать сценарий, который понравился бы продюсеру и в то же время отвечал запросам клиента.

Итак, сделав этот краткий обзор отношений продюсера, клиента и сценариста, давайте познакомимся с продюсерами и клиентами поближе.

Продюсеры

Завоюйте доверие клиента как профессиональный бизнесмен. Это одна из лучших инвестиций в карьеру сценариста корпоративного видео. – Дик  ДжонсРуководитель отдела корпоративного видео

Характер и стиль работы у продюсеров корпоративноговидео могут быть самые разные. Есть продюсеры твёрдые и решительные, есть сомневающиеся. Большинство из них достаточно прямолинейны, но есть и такие, которые не говорят всей правды. Короче, продюсеры – такие же люди, как и мы с вами.

Две точки зрения

Хороший корпоративный продюсер всегда рассматривает свой проект с двух точек зрения: во-первых, с творческой, во-вторых, с точки зрения бизнеса.

С одной стороны, продюсер часто и рад бы дать вам полную творческую свободу и неограниченный срок, чтобы вы могли позволить разгуляться своей фантазии. Это с творческой точки зрения.

С другой стороны, продюсер обычно связан сроками и бюджетом, и в большинстве случаев упомянутая роскошь просто невозможна. Продюсер действует в рамках бюджета, политкорректности и сроков сдачи проекта. Это с точки зрения бизнеса. Успешный продюсер умеет соблюдать баланс между этими двумя факторами.

Как сценарист вы должны знать, что продюсер должен соблюдать такой баланс и стараться максимально облегчить его работу. Сценарист, усложняющий жизнь продюсера отказами вносить изменения в своё «гениальное» творение, сочинением неоправданно дорогих сценариев или затягиванием сроков, резко уменьшает свои шансы быть приглашённым на следующий проект.

Враги недоработок

Помимо упомянутого «удержания равновесия», большинство продюсеров ведут несколько проектов одновременно. Помните также, что каждый из этих проектов сам по себе многогранен – он должен пройти через все этапы и быть завершён. Если бы на каждом из одновременно идущих проектов всё шло как по нотам, работа продюсера была бы легче лёгкого, но в реальности такое случается далеко не всегда – каждый проект тянет за собой хвост недоработок по каждому этапу.

Нетрудно догадаться, как это досаждает продюсеру. Если ему приходится подчищать или доводить до ума ваш сценарий, скорее всего, на следующий проект он будет искать другую кандидатуру.

Уважение

Большинству продюсеров не нравится работать со сценаристами, которые либо не отдают себе отчёта в необходимости «удержании равновесия», либо считают себя выше того, чтобы войти в положение своего партнёра. Сценарист, уважающий труд продюсера, имеет большие шансы удержаться «наверху списка», даже если он время от времени отстаивает те или иные моменты своего сценария и вынуждает продюсера идти на уступки.

Важно помнить, что «уважать» не значит «бояться» или «идти на сделку с творческой совестью». Вы не обязаны быть «мистером да» – просто иногда нужно уметь проявлять гибкость и смотреть на мир глазами других людей. Если же окажется, что продюсер пытается вас запугать или заставить написать откровенную халтуру, лучше попробовать поискать работу сценариста в другом месте.

Память об успехах

И, наконец, хороший продюсер помнит свои успехи и людей, которые помогли ему их добиться. Если вы как сценарист постоянно помогаете продюсеру добиться успеха, у вас всегда будет множество приглашений на новые проекты.

Клиенты

Сценарист корпоративного видео всегда должен одеваться сообразно среде, в которой он работает. Иногда это означает строгий деловой костюм, иногда – футболку и джинсы. – Дик ДжонсРуководитель отдела корпоративного видео

У клиентов и сценаристов существует множество стереотипов в отношении друг друга. По мнению клиента, сценарист должен быть этаким «голливудским чудаком». Сценарист должен обладать копной нечёсаных волос и мечтательным взглядом. Сценарист должен быть небрит, опаздывать на встречи или звонить в последний момент и говорить, что он к встрече не готов и ему необходимо помедитировать. 

Клиент, напротив, представляется сценаристу корпоративным зомби в костюме-тройке. У него кожаный дипломат, он не может ни на шаг отступить от корпоративных процедур, не отрывается от калькулятора и может без предупреждения покинуть встречу, чтобы дать нагоняй своим подчинённым. 

Что особенно забавно, оба стереотипа – полные противоположности друг друга. Получается, что сценарист и корпоративный клиент прилетели с разных планет, и теперь рассматривают друг друга с подозрением и опаской. 

Поскольку эти стереотипы довольно живучи в сознании клиента, особенно если это его первый проект, одна из ваших задач – развеять миф о «голливудском чудаке». 

Чтобы выполнять свою работу эффективно, и главное, чтобы вам самим было удобно, необходимо выстроить доверительные и открытые отношения с клиентом с первого рукопожатия. Если вам это удастся, клиент будет рад передать ответственность за проект в ваши руки. Если будет заметно, что вы чувствуете себя не в своей тарелке, то да, клиент будет переживать за исход дела, разговаривать свысока, и рассматривать вас, а может быть и вашего продюсера, с подозрением и опаской.

Учимся производить впечатление

Вы сможете развеять образ «голливудского чудака», уделив внимание двум вещам: одежде и манерам.

Одежда. На встречи с клиентами надо приходить в деловом костюме (мужчины) или в деловом платье (женщины). Не нужно быть разодетым в пух и прах, как будто вы собрались щеголять модными новинками из Парижа. Мужчины, не забудьте, что вы должны быть причёсаны и гладко выбриты (если вы носите усы и бороду, это должны быть аккуратные усы и борода!) Убедитесь, что у вас чистая обувь (а у женщин и девушек ещё и колготки без стрелок), и носите с собой дипломат. В дипломате должны иметься:

  • набор ручек и карандашей;
  • солидного вида (желательно, в кожаной обложке) тетрадь с достаточным количеством чистых страниц;
  • портативный диктофон с запасными кассетами и батарейками;
  • калькулятор;
  • визитные карточки.

Корпоративные манеры поведения. На любой корпоративной встрече вы должны производить впечатление вежливого, заинтересованного и уверенного в себе специалиста, но никогда не ведите себя так, словно вы всем своим видом показываете «да тут делать нечего, я всё знаю и умею!»

Помните – на осуществление проекта пойдут десятки тысяч долларов. Вашему партнёру по переговорам руководство поручило выполнить проект качественно и в срок. На карту поставлена деловая репутация этого человека. И вы должны произвести впечатление специалиста, который относится к проекту с энтузиазмом, и профессиональная репутация вашего партнёра не только не пострадает, а даже укрепится, благодаря вашей творческой работе.

Такой стиль одежды и поведения следует поддерживать во всех областях бизнес-общения для развития вашей карьеры сценариста. Единственным исключением может быть ситуация, когда вы точно увидите: здесь правила корпоративного этикета не работают. Если есть хоть толика сомнения, придерживайтесь официального стиля – не прогадаете.

Пример из практики 1

Учимся составлять профили клиентов

В комнате нас было пятеро: начальник службы безопасности, двое его подчинённых, я и продюсер. Это была первая встреча, посвящённая созданию видео, объясняющего сотрудникам крупной пищевой компании неприемлемость употребления спиртного в рабочее время.

Поскольку на меня легла задача составления анализа потребностей проекта, мы с продюсером рассчитывали получить от этой встречи чёткое понимание предмета, по которому мне предстояло писать сценарий: целевая аудитория, цели и задачи, распространение видео и так далее.

Объяснив всё это начальнику службы безопасности, я задал первый вопрос: «Расскажите мне о целевой аудитории, о зрителях. Насколько они осведомлены о том, что спиртное на работе употреблять запрещено?»

Он на секунду задумался и сказал: «Да ни насколько! По крайней мере, те парни, которых мы поймали с пивом, точно не были осведомлены!». Он повернулся к одному из своих людей и продолжил: «Помнишь, была история, Дел?»

«А то! – воскликнул Дел, – в 88-м дело было, да?»

«Да! И этот парень как раз полез за следующей бутылкой пива в холодильник! И ещё мы застали врасплох трёх парней из Феникса!»

«Они даже не поняли, что произошло!» – внёс «конструктивный» вклад третий агент.

После этого вся троица ударилась в воспоминания, кого, когда и в каком состоянии они поймали – это продолжалось минут пятнадцать. Наконец, мне удалось вставить: «Всё это очень интересные истории, и они нам очень пригодятся, когда мы будем писать сценарий. Но сейчас я хотел бы сосредоточиться на целях и задачах видеоматериала и на характеристике аудитории. Я понимаю, что это не самые интересные темы для разговора, но они важны для видеоконтента. Так насколько аудитория осведомлена о правилах безопасности компании?»

«Да, – сказал начальник службы безопасности, – цели и задачи важны! Наша цель – снять видео, бьющее точно в цель. Я помню, был у нас случай – прямо по нему можно сделать фильм. Всё началось в пятницу вечером – нам позвонила одна сотрудница в истерике. Помнишь этот звонок, Арни? Дело было в Сан-Диего!»

«А то! – ответил Арни, – классно было!»

Последовало ещё пятнадцать минут воспоминаний. Через два часа мы с продюсером вышли из офиса с запасом историй на целый телесериал и без какой бы то ни было информации по содержанию будущего фильма.

Мы зашли в кафе и разработали стратегию. Беседовать со всеми представителями службы охраны нужно было один на один, с глазу на глаз, чтобы не оставить им шанса удариться в воспоминания о своих боевых подвигах.

Через несколько дней мы назначили ещё одну встречу, и план сработал. Лишённый компании «своих парней», начальник службы безопасности действительно заговорил по делу и выдал нам требуемую информацию.

Урок? Успех сбора и анализа информации во многом зависит от умения обращаться с клиентом.

Типы клиентов

Клиент должен понять, что вы досконально разбираетесь в проблемах его компании. Сценарист не должен восприниматься как «человек со стороны». – Крис Ван БюренЗаказчик корпоративного видео

Ещё одной важной целью для вас должно стать умение определять тип клиента, с которым вам приходится иметь дело. Это позволит вам подстроить своё поведение соответствующим образом. Хотя все люди индивидуальны, условно характеры клиентов корпоративного видео можно разделить на следующие группы:

  • непризнанные писатели, хлопотуны,
  • рубящие с плеча (решительные), 
  • на всё согласные,
  • руководители комитета,
  • колеблющиеся, «тарахтелки»,
  • старые добрые адекватные клиенты.

Давайте познакомимся с каждым из этих типов поближе, а также разберём приёмы, необходимые для эффективного общения с каждым типом.

Непризнанные писатели

Эти люди в жизни не написали ни одного сценария, но разбираются в вашей работе куда лучше вас. Возможно, они работают в сфере «как бы родственной» корпоративному видео – в пиар-отделе или в отделе кадров, или читают тренинги.

Непризнанные писатели считают, что написание сценария ничем не отличается от написания пиар-статьи, текста для тренинга или корпоративной стенгазеты. Если попытаться донести до них простой факт, что пиар-статья предназначена для того, чтобы её читали, тренинг зачитывается вслух, а сценарий вообще должен в итоге стать фильмом, то ваши слова пропустят мимо ушей. «Непризнанным писателям» свойственно внезапно отрываться от своей записной книжки и восклицать:

  • Да, а вот в этом месте надо сделать монтаж с музыкой!
  • А вот тут вставим красивую заставку!
  • А вот этот фрагмент надо построить на серии интервью!

Лучшее, что вы можете сделать в этот момент – принять все их предложения как ценные и удачные идеи, а уже потом на досуге их обдумать. Если среди них действительно попадутся интересные идеи (а такое не исключено!) – обязательно их используйте. Если же ни одной ценной идеи вы не обнаружите, не беда – скорее всего, к моменту следующей встречи «непризнанный писатель» сам забудет свои предложения и будет рад ухватиться за ваши наработки.

Имея дело с «непризнанными писателями», никогда не вставайте в позу «я профессионал, я в этом разбираюсь лучше вас, и я не снизойду до ваших предложений». В то же время не забывайте, что первые встречи посвящены сбору информации, а не разработке концепции видео – концептуальные решения принимаются на более позднем этапе проекта. И принимать концептуальные решения должны в итоге вы и ваш продюсер.

Хлопотун

Этому «вынь да положь» готовый сценарий сразу! У него есть полчаса, чтобы посидеть с вами на первой встрече, а потом он на неделю улетает в Чикаго, а потом у него вылетает неделя, потому что нужно будет готовить отчёты о командировке в Чикаго, а потом он уедет на две недели читать тренинги. Если повезёт, он выкроит для вас ещё полчаса через два месяца – чтобы согласовать финальный вариант фильма!

Такие люди просто не понимают, что в процесс создания сценария вовлечены не только сценарист и продюсер – необходимо сотрудничество самого клиента на всех этапах работы. Нужна помощь экспертов или хотя бы их контакты, чтобы было с кем консультироваться. Также часто нужен человек, который бы «открывал двери» в другие отделы фирмы для взятия интервью, обеспечивал бы контакт с высшим руководством.

Всё это нужно тактично донести до «вечно занятого» хлопотливого представителя клиента. Объясните ему, что создание сценария – коллективный труд. С вашей стороны требуются структурирование информации, выработка концепции и применение писательских навыков. Со стороны клиента – информация для включения в фильм и согласования на всех этапах работы, а не только финальное «да/нет» в последний день. Кроме того, убедитесь, что ваш продюсер знает, что вы будете искать поддержки у клиента, специалистов по изучаемому вопросу, у всех, кто может иметь хоть какое-то отношение к созданию сценария.

Рубящие с плеча (решительные)

Постарайтесь узнать как можно больше о вашем клиенте – каковы его цели, интересы и мотивация. – Крис Ван Бюрен Заказчик корпоративного видео

Такой сотрудник всячески хочет показать, что всё здесь зависит от его решений. Если ему предоставить выбор в отношении какого-либо элемента сценария, он, не задумываясь, выдаст мгновенный ответ.

Однажды я описывал такому «решительному» клиенту серию интервью с сотрудниками, которую планировал включить в фильм. Я сказал: «Мы могли бы включить в фильм заранее подготовленные интервью с сотрудниками, смотрящими прямо в камеру или...»

Он не дал мне договорить. «Да! – воскликнул он, наклонившись вперёд, – Именно так я и хотел! Чтобы смотрели прямо в камеру! Визуальный контакт! Идеально!»

По здравому размышлению выяснилось, что для фильма всё-таки лучше подходили неподготовленные импровизационные интервью, в которых люди смотрели бы не в камеру, а на интервьюера. Если бы интервью были записаны, как я предложил изначально, они выглядели бы, по меньшей мере, странно.

Методика работы с «решительными» клиентами примерно такая же, как с «непризнанными писателями»: скажите им, что их идеи просто замечательны, но затем используйте эти идеи с умом, а если необходимо – откажитесь от них совсем. Обдумайте эти идеи позднее, когда соберёте достаточно информации по предмету – многое станет понятным.

На всё согласные

Поначалу такой клиент кажется «слишком хорошим, чтобы быть правдой». Всё, что вы говорите, его устраивает. Скажете, что вы хотите сделать постановочный ролик, и он скажет – как замечательно! Через пять минут скажете, что лучше подойдёт документальный фильм – он и с этим согласится, воскликнув, что, да, конечно, так лучше! Потом предложите снять музыкальный клип – и вот ваш клиент уже придумывает название песни.

Проблема здесь в том, что такой клиент сам не знает, чего хочет. И именно на вас с продюсером ложится ответственность «провести его за ручку» через все этапы создания фильма. Важно также помнить, что не стоит принимать серьёзных решений, основываясь на словах такого на всё согласного клиента. Тут вы должны исходить из знания предмета и знания аудитории – тогда не ошибётесь.

Руководитель комитета

Человек, представляющий комитет – прямая противоположность «рубящего с плеча» решительного клиента. Согласовать с ним хоть что-нибудь практически невозможно, потому что он представляют группу людей, каждый из которых хочет внести свой вклад в создание шедевра. В итоге на совещание приходит пять, семь, а то и пятнадцать человек, устраивается «круглый стол», на котором разбирается каждое слово в сценарии.

Иногда и нужно разбирать каждое слово, но беда в том, что у комитета на это уходит вечность. Одному кажется правильным юмористический подход, другому кажется, что в обучающем видео шутки неуместны. Один считает, что фильм должен давать как можно более подробную информацию о предприятии, другому кажется, что краткого обзора будет достаточно. Один хочет, чтобы в постановочном ролике играли актёры, другой – чтобы играли сами сотрудники.

Постарайтесь по возможности избежать утверждения сценария комитетом, объяснив руководителю, что ускорению процесса его создания и повышению качества конечного продукта очень поможет выполнение двух золотых правил:

  1. Представлять интересы клиента перед продюсером и сценаристом должен только один человек. Это означает, что мнения всех остальных участников проекта должны доходить до вас «отфильтрованными» через этого человека. Таким образом, большинство лишних движений будет исключено ещё на предсценарной стадии.
  2. В договор должно быть включено право продюсера и сценариста вносить финальные изменения. Именно вы и ваш продюсер являетесь медиа-экспертами. И по определению вы решаете, что и как использовать в фильме, чтобы он в итоге выполнил поставленную задачу. Если клиент вам доверяет, с этим пунктом договора не должно возникнуть проблем. Если не доверяет – добейтесь его доверия, чем быстрее, тем лучше.

Колеблющиеся

Будьте внимательны: в действиях клиента могут быть скрытые мотивы. Фильм не всегда снимается по официально заявленным причинам. Допустим, начальник отдела хочет доказать своему боссу, что его идеи лучше, чем у конкурирующего отдела. – Алан РоссСценарист/режиссёр корпоративного видео

Эти клиенты очень переживают за качество финального продукта и боятся не справиться с поставленной задачей. Из-за недостатка уверенности в себе, вместо того чтобы утвердить фрагмент сценария или даже весь сценарий, такой клиент, скорее всего, попросит вас «подготовить два варианта». Традиционной отговоркой будет, что он хочет сравнить два варианта и выбрать лучший.

Что бы вы ни написали, такой клиент обязательно заберёт сценарий с собой, «чтобы на досуге почитать внимательно». В действительности это означает, что сотрудник понесёт сценарий шефу на согласование сверху. Если шефу сценарий понравится, то и ему понравится. Если шеф нахмурится, то ваш партнёр заявит вам, он считает, что срочно нужен новый вариант сценария (а лучше даже два!)

Единственное, что тут можно предпринять – это сохранять профессионализм и дать партнеру почувствовать, что всё будет хорошо. Затем напишите отличный сценарий. Если первое впечатление от работы с вами будет положительным, такой клиент, скорее всего, в последующих проектах будет готов идти на разумный риск.

«Тарахтелки»

Нет, я говорю не о старых машинах – я говорю о клиентах, которые не способны сосредоточиться на обсуждаемой теме. Если вы скажете, что хотите обсудить цели и задачи фильма, первые несколько слов ответа такого клиента будут иметь хоть какое-то отношение к вашему вопросу. Затем им вспомнится какой-нибудь очень интересный случай, и следующие десять минут вам придётся терпеливо выслушивать «захватывающую» историю, не имеющую никакого отношения к целям и задачам готовящегося видео.

С «тарахтелками», как и с колеблющимися клиентами, работать бывает довольно трудно. В большинстве случаев лучшее, что можно сделать – это просто дать им выговориться. Когда в «потоке сознания» возникнет просвет, попытайтесь вернуть разговор в русло обсуждения поставленных задач. В конечном итоге, вы своего добьётесь, нужно только проявить терпение.

Старые добрые адекватные клиенты

Хороший сценарист учитывает интересы меня как представителя компании и интересы продюсера как ответственного за окончательный видеопродукт, и, пропуская их через фильтр своих творческих способностей, создаёт эффективный сценарий. – Том АндерсонНачальник управления по связям с общественностью Заказчик корпоративного видео

В конце концов, адекватные клиенты не такая уж и редкость. Они горят энтузиазмом в отношении проекта и готовы предоставить вам любую информацию, необходимую для создания успешного фильма. Они приведут специалистов по изучаемому вопросу, сотрудников, у которых можно взять интервью, организуют для вас экскурсию по предприятию, дадут вам нужные адреса и телефоны и вложат всю душу в проект. Эти люди могут принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность, но в то же время они чувствуют, когда нужна «отмашка сверху».

Наверное, лучшее, что есть в старых добрых адекватных клиентах – это то, что они относятся к вам и продюсеру как к специалистам в своей области. И поэтому они доверяют вашим решениям и чувствуют ту черту, за которую клиенту не стоит переступать.

В результате вы получаете огромное количество творческой подпитки в виде поддержки, своевременных согласований и ценных идей со стороны клиента, но вы с продюсером по-прежнему остаётесь у руля, что здорово! Единственный минус – к хорошему быстро привыкаешь, работа с адекватными клиентами вызывает зависимость, и больше ни с какими другими работать не хочется. 

Пример из практики 2

Сценарий утверждается комитетом

Мы сидели в большой комнате для переговоров за столом в виде буквы «П». На совещании было человек пятнадцать – представители клиента, специалисты, администраторы, инструкторы и продюсеры четырёх социальных роликов, сценарии для которых меня пригласили написать. Темой роликов было здоровое питание. Перед каждым участником лежала распечатка первой версии моего сценария, и мы собрались, чтобы каждый получил возможность внести свой вклад в общее дело. 

Накануне мне уже успели сказать, что и клиенту, и продюсеру, сценарий понравился, но финальной отмашки они дать не могли – нужно было всё согласовать с комитетом. А в комитете, как часто бывает, шла скрытая, но упорная борьба за влияние. 

Встреча началась, и я сел с блокнотом и ручкой наизготовку. В течение нескольких следующих часов мне довелось услышать следующее. 

«Мне понравился раздел про четыре группы продуктов, но ведь сначала надо включить фрагмент о пользе утренней зарядки!»

«Ни в коем случае, Марион! У нас же фильм о питании, вот и давайте покажем четыре группы продуктов, и как сбалансированно питаться!»

«Но Дэниел! Зарядка – часть здорового образа жизни! С этим-то вы не будете спорить?»

«Ну не знаю! Мне кажется, нужно начать со съёмок рынка – показать много фруктов и овощей. Бодренько так их красиво снять на рынке или в продуктовом магазине!»

«А ещё можно детишек в фильм добавить! Дети ведь тоже часть целевой аудитории!»

«Можно, моя дочка снимется?»

«А мне нравится идея с мультипликацией. Если не получится наложить титры на мультики, может, сделаем свои врезки с титрами?»

«Подождите, мы отклонились от темы! Так как насчёт овощей и фруктов?»

«Фил, как вы думаете, лучше будет мультипликационный ролик или игровой?»

«Кто-нибудь ведёт записи?»

Всё это называется «утверждение сценария комитетом», и это самый страшный кошмар любого сценариста. Каждый хочет внести свою лепту, каждый считает себя экспертом кино, и всю проделанную вами работу как-то незаметно оттирают на задний план.

И поскольку крупные компании по природе своей бюрократичны, согласования с комитетом не всегда удаётся избежать. Однако по возможности всё же стоит попытаться договориться, чтобы клиента представляло одно контактное лицо. Этот человек собирает пожелания от всех остальных участников создания фильма со стороны клиента, а затем излагает их вам на совещании «один на один». Плюс – вам нужно заручиться поддержкой продюсера, который должен следить за тем, чтобы вносимые правки действительно улучшали фильм. Когда процедура согласований будет утверждена, не отступайте от неё.

Несколько финальных соображений

Конечно, в жизни и клиенты, и продюсеры, обладают чертами всех вышеописанных типажей. Бывает, что представитель клиента хорош во всём, но любит принимать решения, не посоветовавшись с руководством. А потом приходится переделывать сценарий, когда вы думаете, что уже всё согласовано. Продюсер может давать вам много творческой свободы в одних областях и быть настоящим тираном в других. Работать с такими людьми и уметь «чувствовать» их – ещё один из аспектов мастерства сценариста. Да, это непросто, но именно это делает нашу работу такой особенной.

Я надеюсь, что теперь вы лучше понимаете мои слова о мире с точки зрения сценариста. Теперь вы знаете, что делает сценариста успешным, и что такое сценарий. Также у вас есть понимание того, какое место сценарий занимает в кинопроизводстве, и теперь вы знакомы с двумя другими ключевыми участниками процесса – продюсерами и клиентами.

Итак, вся необходимая информация собрана! Можно начинать писать сценарий.

Вы пишете сценарий 1

На вашей первоначальной встрече с продюсером и клиентом встаёт вопрос согласований. Клиент говорит, что весь следующий месяц его не будет на месте – он уезжает в командировку. Он также заявляет, что не особенно переживает за качество вашей работы. Он предлагает вам с продюсером приступить к написанию сценария и обещает посмотреть его, когда вернется.

Что касается процесса согласования, он говорит, что даст почитать финальную версию сценария своему боссу и членам комитета, который он возглавляет. Это, говорит он, для того, чтобы все внесли свой вклад в проект и, возможно, сделали незначительные коррекции. Он предлагает вам прийти на заседание комитета и записать все пожелания.

Есть ли план на этот случай?

(Ответ см. в приложении   «Вы пишете сценарий»)