Рэй ДиЗаззо

20. С чего начать


Когда я был начинающим сценаристом, моё будущее мне представлялось так: однажды утром я проснусь и напишу что-то гениальное. Как и почему произойдет этот приступ гениальности, я точно не мог сказать, но мне казалось, что это непременно случится и на меня тут же обрушится слава и успех. В то время я слышал на всех семинарах и мастер классах, а также читал в книгах и журналах, что лучший способ стать известным писателем - писать при первой же возможности как можно больше. Прошло много времени, прежде чем я установил точную связь между этими двумя утверждениями. В конце концов, я понял: писательское мастерство никак не может прийти в одночасье, хотя многие новички почему-то надеются именно на это. Хорошим писателем или сценаристом можно стать только одним способом: постоянно совершенствуя свое мастерство. Важность этого правила трудно переоценить. Да, сочинительство – творческая деятельность, но это ещё и ремесло. И, как любое другое ремесло, оно требует занятий, упражнений и самосовершенствования. Очень многие объясняют писательское мастерство «умением чувствовать» и «прирождённым талантом». Но даже если вы умеете тонко чувствовать и у вас есть склонность к сочинительству, это ещё не значит, что вы прямо сейчас можете сесть за компьютер и создать шедевр. Талант – всего лишь одна из составляющих успеха и подчас не самая главная. Вы ничего не добьётесь, не овладев технической стороной дела, и это касается любой формы творческого самовыражения.

Если вы решили стать художником, вам нужно научиться разбираться в оттенках, насыщенности цвета, фактуре, красках, растворителях, рисовании углём и пастелью. Если музыкантом – нужно разбираться в нотах, диезах и бемолях, в темпах, гаммах и правилах аранжировки. Ну а если вы решили стать писателем, вы должны разбираться в построении фразы, в действительном и страдательном залоге, в структурах и сюжетах, в диалоге и повествовании.

Другими словами, талант – всего лишь потенциал, для того чтобы стать писателем. Как много вы сможете «выжать» из этого потенциала, напрямую зависит от вашего упорства и вашего желания совершенствоваться в выбранной вами области. Здесь бы и закончить книгу – дальше всё зависит от вас. И всё же вот на прощание ещё несколько советов.

Пример из практики 12

От стажёра до помощника режиссёра

Одна моя знакомая сценаристка прошла путь от стажёра-новичка до помощника режиссёра в рекордно короткие сроки. Ей удалось достичь этого, сочетая хорошую работу, хороший сценарный материал и появляясь в нужном месте в нужное время. Начала она как «помощница по всем вопросам» в производственном отделе крупной видеокомпании. Она рассказала всем в отделе, что вообще-то хочет работать сценаристом, и пару месяцев писала бесплатно коротенькие сценарии для моего друга-продюсера. Ему нравилась её обязательность, её писательский потенциал и желание учиться. Несколько месяцев спустя он начал продюсировать выпуски ежемесячных корпоративных новостей. Поскольку у проекта был ограниченный бюджет, он не мог себе позволить нанимать известных высокооплачиваемых сценаристов. И он договорился со своей ассистенткой: сценарии за символическую плату и упорный труд в обмен на стабильные заказы и бесценный опыт.

Она начала писать сценарии для новостной программы по цене вдвое ниже среднерыночной. Таким образом, она по факту становилась уже помощником продюсера каждый месяц, когда выходил ролик с новостями компании. А из помощника продюсера она доросла до помощника режиссёра. Её ставка за написание сценариев также выросла, и теперь у неё была очередь из клиентов. Теперь бывшая девочка-стажёр – один из главных сотрудников продюсерского отдела.

Всего этого она достигла меньше чем за полтора года.

Читайте и пишите!

Если вы хотите стать сценаристом, пишите свои сценарии и читайте чужие. Если не можете найти работу сценаристом за деньги, пишите в стол! Допустим, вы увидели, как ваш сосед ставит запаску – возьмите и напишите сценарий, как герой ставит запаску. Подготовьте несколько вариантов такого сценария: юмористический сценарий – для неформальной молодежи, серьёзный – для совета директоров крупной компании, разработайте концепции и визуализацию. Пройдите через весь процесс: анализ потребностей проекта, разработку концепции, создание сценарного плана и, наконец, написание сценария. Просто представьте, что вы пишете этот сценарий за деньги, и доведите его до «продаваемого» состояния. Конечно, полностью сымитировать «рабочую» обстановку невозможно, однако это отличный способ научиться ориентироваться в документах, которые вам нужно будет представлять заказчику на разных этапах работы.

Ещё одно хорошее упражнение – читать чужие сценарии, а также сценарные планы, анализы потребностей проекта и другие вспомогательные документы. Их не так уж и трудно найти. Начнем с того, что они есть в книгах. Просто пойдите в библиотеку или книжный магазин и посмотрите, какие книги там есть по написанию сценария. А можно и вообще поступить на сценарный факультет.

Ещё один путь – читать материал, используемый местными телекомпаниями. Не стесняйтесь знакомиться с людьми, которые там работают. Просто позвоните, объясните, какова ваша цель, и спросите, нет ли старых «рассекреченных» сценариев или сценарных планов. Это не только обеспечит вас отличным учебным материалом, но и, возможно, поможет установить полезные связи.

Изучите бизнес-обстановку в вашем городе

Как уже несколько раз говорилось в этой книге, сценарист корпоративного видео должен ориентироваться в нюансах бизнеса потенциальных клиентов. Знайте, какие компании имеются в вашем городе и по соседству, где расположены их офисы, какая у них структура и организация производства, сколько сотрудников.

Этого можно добиться, встретившись с местными продюсерами или с кем-то из пиар-службы этих компаний. Опять-таки ничего не надо придумывать – просто спросите, есть ли пресс-киты, схемы организации работы компании, корпоративные брошюры и так далее. Возможно вы даже познакомитесь с начальниками отделов или аналитиками, которым понравится ваш энтузиазм, и они впоследствии закажут у вас сценарии корпоративного видео. Даже если всего этого не случится, вы узнаете бизнес-среду и получите навыки общения с теми людьми, которые впоследствии могут стать вашими клиентами.

Библиотека и разнообразные курсы, как уже говорилось, – также хороший источник знаний. Кроме того, вам не помешает прослушать курс по общему бизнес-менеджменту.

Пишите тренировочные сценарии

Вам придётся продавать свой сценарий. Это включает вашу способность объяснить каждый свой шаг: почему вы сделали именно так, а не иначе.— Алан Росс Сценарист/режиссер корпоративного видео

Когда вам покажется, что у вас набралось достаточно опыта, чтобы начинать работать за деньги, попробуйте для начала написать несколько «тренировочных» сценариев. Просто возьмите несколько «вечнозеленых» бизнес-тем, таких как общение с клиентом, техника продаж или производственная безопасность. Напишите несколько умозрительных сценариев на эти темы и, если почувствуете, что в них уверены, лично вручите их в руки продюсерам видеокомпаний, где хотите работать. Скажите им при этой встрече, что понимаете, что ваш подход умозрителен, но ваше намерение – показать для начала, на что вы в принципе способны (Рисунок 20.1). Если кому-то из них понравится сценарий, кто знает, может, его и возьмут в работу, «подстроив» под специфику конкретного заказа. А если этого не случится, вы, по крайней мере, добьётесь того, что ваш сценарий прочитает местный продюсер, который может оценить ваш энтузиазм и пригласить вас, например, на следующий проект.

Многие сценаристы получили свои первые заказы именно таким образом – показав продюсеру свои «тренировочные» сценарии.

Работа стажёром

В некоторых компаниях дают возможность студентам подработать во время летних каникул. Если у вас имеется возможность работать за символическую оплату, опыт стажёра может впоследствии оказаться бесценным, даже если будете работать вторым помощником продюсера и не напишете ни строчки.

Вы не только узнаете, как сценарий действует «в работе», но и получите представление о процессе видеопроизводства в целом. Сам факт, что вы увидите, из чего складывается и как проходит рабочий день продюсера, даст вам огромное преимущество над конкурентами: теперь вы будете знать, когда и какой материал лучше сдавать. И опять-таки вы будете обрастать нужными знакомствами, которые могут перерасти во взаимовыгодное сотрудничество.

Изучайте рынок сценарного материала

Каждый год выходит обновленная версия «Справочника сценариста». В нём, помимо прочего, есть разделы «Написание пьес/сценариев» и «Деловая и образовательная публицистика». В справочнике также содержатся контакты продюсеров, которые уточняют, какой сценарный материал их интересует и сколько они готовы платить. Они часто дают советы начинающим сценаристам, как «растопить лёд». Типичная статья в справочнике сценариста выглядит так.

ПОЙНТ ПРОДАКШНЗ, 29401 Рок Три Драйв, Алондра Хиллз, Калифорния 94201 (POINT PRODUCTIONS, 29401 Rock Tree Drive, Alondra Hills, CA 94201) Исполнительный продюсер: Уоррен МакКелви. Видеоматериал для образовательного и бизнес-рынка. Выкупает 10-25 сценариев в год. Выкупает все права. В письмо вкладывать конверт с обратным адресом и маркой. Оплата: договорная. Отвечает в течение двух месяцев.

ТРЕБУЕМАЯ ТЕМАТИКА: Сейлз-технологии, менеджмент, промышленная безопасность. Производит видео, слайд-шоу, 16-миллиметровые фильмы и аудиокассеты.

ПОДСКАЗКА: Мы любим работать с новыми авторами. Делайте домашнюю работу. Мыслите в категориях визуальных образов. Оригинальность обязательна.

Купите себе «Справочник сценариста» и внимательно прочитайте его. Когда вам покажется, что вы создали что-то продаваемое, свяжитесь с продюсерами по почте или по телефону. Даже если с первого раза у вас не получится заключить сделку, у вас появится первый опыт реальной работы.

Первое письмо. Важно, чтобы к такому письму был прикреплен фрагмент «фирменного» сценария. Без него письмо вряд ли двинется дальше мусорной корзины.

175.jpg

Рис. 20.1

Первое письмо. Важно, чтобы к такому письму был прикреплен фрагмент «фирменного» сценария. Без него письмо вряд ли двинется дальше мусорной корзины.

Визитные карточки и аксессуары

Когда вы почувствуете, что готовы «выходить на рынок», вам понадобятся визитки. И хотя официальные бланки Вашей компании заказывать пока и не обязательно, сценарий, сданный на фирменном бланке, скажет продюсеру о вашем серьёзном отношении к делу. Также обзаведитесь кожаным дипломатом и солидной папкой – это тоже не мелочь. На встречах с клиентами эти аксессуары также укажут на серьёзность вашего подхода. Кроме того, следите за своим внешним видом и, как уже говорилось, носите с собой диктофон и всегда имейте хороший запас бумаги, ручек и карандашей.

Финансы

Если вы работаете как фрилансер, вам нужно уметь выставлять счета клиентам, чтобы потом отчитываться перед налоговой инспекцией. По сути, выставленный вами инвойс может представлять собой письмо к продюсеру, в котором вы указываете оказанные услуги и их согласованную стоимость. На рисунке 20.2 показан пример такого инвойса. Бухгалтерию можно вести в компьютере или даже в заполняемом от руки гроссбухе, записывая приход и расход, как показано на рисунке 20.3.

Также следует обсудить возможные налоговые льготы с вашим бухгалтером или налоговым консультантом. Если таковых не имеется, изучите налоговое законодательство самостоятельно. Фрилансеру полагаются существенные налоговые льготы, и, воспользовавшись своими правами, вы сможете сохранить значительную часть ваших честно заработанных денег. Вот несколько основных позиций.

Канцелярия: бумага, ручки, карандаши, покупка компьютерной периферии, аудиокассеты, диктофоны, покупка лицензионного ПО, ноутбук для работы в дороге, накатанные мили на машине, если вам пришлось куда-то ездить, например, для сбора материала.

Образование: вы повышаете свою квалификацию: оплата курсов, семинаров, учебных материалов, и прочие расходы.

178.jpg

Рис. 20.2 Пример инвойса на бланке компании. В этом случае сценарист мудро использует возможность укрепить отношения с клиентом или продюсером.

179.jpg

Рис. 20.3 Простая страница из бухгалтерской книги с приходами и расходами, в данном случае за три месяца. Дополнительная документация, такая, как акты выполненных работ, также важны для налоговых отчетов.

Гонорары

Тарифицировать свою работу можно несколькими разными способами. Если продюсер спросил, сколько вы стоите, то можно предложить постраничную оплату – цена страницы колеблется в диапазоне от $100 до $200. Вы можете тарифицировать минуту итогового экранного времени, что, в принципе, совпадает постраничной тарификацией, потому что одна страница – это обычно как раз и есть минута экранного времени (или чуть меньше). Другой метод – запросить процент от общего бюджета производства ролика, что обычно составляет 5% - 10%. И есть ещё один вариант, самый простой, но часто самый верный – просто запросить, сколько, как вам кажется, должен стоить ваш сценарий. В соответствии с приведёнными выше расценками, 15-страничный сценарий корпоративного ролика стоит около $1500.

Разбор примера из практики 13

Дело того не стоит?

Один мой знакомый сценарист потерял хороший заказ и денежного клиента просто потому, что не совсем точно сформулировал свои мысли. Продюсер позвонил этому сценаристу и попросил его быстренько сделать небольшой рирайт. Поскольку объём был действительно небольшой, продюсер предложил гонорар в $500. Так случилось, что сценарист в этот момент был очень занят. Он отклонил предложение продюсера, сказав, что «его время стоит дороже и за пятьсот баксов работать он не будет». Продюсеру не понравился высокомерный, как ему показалось, тон сценариста – особенно учитывая то обстоятельство, что этот сценарист уже получил от него много хороших заказов, а этот конкретный проект буквально горел. В итоге продюсер перестал звонить этому сценаристу. Несколько месяцев спустя все проекты, над которыми работал этот сценарист, закончились. Работы больше не было, денег тоже. Он несколько раз позвонил продюсеру, чтобы предложить свои услуги, но предложений больше не поступало.

Это был простой урок – урок здравого смысла и тактичности. Нет ничего плохого в том, чтобы отклонить тот или иной проект, когда вы и без того загружены доходной работой.

Однако есть способы сказать «нет», не расстраивая собеседника.

Если обстоятельства – такие, как необходимость длительного изучения вопроса или нереальные сроки – делают проект особенно трудным, цену поднять. Также цену на ваши услуги можно поднять, если за вами действительно закрепилась репутация состоявшегося профессионала. Многое зависит от компании и продюсера, на которых вы работаете, бюджета проекта и других факторов.

Иначе говоря, цены можно обсуждать. Вам решать, с какой цифры начать, но я бы предложил изначально не рассчитывать на работу сценариста как на основной источник дохода, и писал бы за очень небольшие деньги, иногда даже бесплатно. Продюсер постоянно сталкивается с проблемой урезания бюджета, и ваши низкие расценки или акция «первый сценарий бесплатно» вполне могут перевесить чашу весов в вашу пользу – продюсер, который в другой ситуации, может, и не выбрал бы вас для работы над проектом, решит дать вам шанс, особенно если ему «в нагрузку» передали чей-то чужой малобюджетный проект. После того как вы покажете, на что способны, можно будет плавно поднимать расценки. Уважайте себя и добивайтесь, чтобы гонорар выплачивали аккуратно – либо (если это большой проект) по завершении каждой его стадии, либо сразу же после финального согласования сценария. Если вам не платят вовремя, то тактично спросите продюсера, что случилось. Если после этого вам заплатили – отлично! Если нет, не беритесь за следующий проект, пока вам не заплатят за предыдущий. И даже после этого спросите себя, нужно ли вам постоянно сражаться за ваши деньги, работая с этим продюсером. Может быть, стоит поискать других, более стабильных, заказчиков.

В завершение

Пишите с прицелом на будущее. Рассматривайте каждый ваш сценарий как возможность удержать старых клиентов и завоевать новых.— Дэниел Гилбертсон Сценарист корпоративного видео

О работе сценариста можно писать бесконечно. Многому нужно учиться, многое сделать, о многом подумать. Однако в какой-то момент оказывается, что всего этого недостаточно. Главное – писать! Я надеюсь, что вы теперь дошли до этой точки, и надеюсь, что моя книга вам в этом помогла.

Я также надеюсь, что на вопрос, который мы задавали в самом начале книги: «Так как же писать сценарий?» – вы теперь нашли для себя ответ. Конечно же, не в соответствии с «правилами», изложенными в той или иной книге, и не в соответствии с неким «форматом», а так, чтобы видео, снятое по вашему сценарию, было интересным и выполняло поставленные задачи. А вот для этого нужно уметь проводит анализ потребностей проекта, создавать его план, сценарный план, визуализацию – словом, всё, о чём мы говорили. И тогда...

ИНТ. КАБИНЕТ – НОЧЬ

Возвращаемся к сценаристу. Он быстро допечатывает предложение на компьютере. Смотрит на экран. Да, всё так! Он снимает очки, протирает глаза и улыбается. Когда он встает и выходит из КАДРА, мы медленно подъезжаем на ДОЛЛИ к экрану компьютера. В то же самое время мы слышим, как он говорит.

СЦЕНАРИСТ (ЗА КАДРОМ)

Любимая?

ЖЕНА (ЗА КАДРОМ)

Я тут!

СЦЕНАРИСТ

Представляешь?

ЖЕНА (ЗА КАДРОМ)

Закончил?

СЦЕНАРИСТ (ЗА КАДРОМ)

Да, наконец-то!

ЖЕНА (ЗА КАДРОМ)

Да? И как же?

СЦЕНАРИСТ (ЗА КАДРОМ)

(после паузы)

Что бы ты сказала, если я скажу, что это продастся миллионным тиражом?

ДОЛЛИ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ. Мы замираем на СВЕРХКРУПНОМ ПЛАНЕ. Последние слова на экране: «Удачи!»

ЖЕНА (ЗА КАДРОМ)

(усмехаясь)

Ха! Я сказала бы: «Удачи!»

ЗАТЕМНЕНИЕ (FADE OUT)

КОНЕЦ