En

Корпоративное видео создаётся для того, чтобы обучать, мотивировать и информировать. Поэтому информация в нём должна преподноситься предельно понятно. Фактор ясности играет в нашем деле приоритетную роль. А уровень этого «фактора ясности» напрямую зависит от уже рассмотренных нами элементов сценария: концепции, визуализации, диалога, повествования, формата, терминологии и так далее. Кроме того, на него влияют два других менее заметных фактора: структура сценария и переходы между сценами. Взаимоотношения между этими двумя элементами можно представить в виде аналогии: сценарий информационного или обучающего ролика можно представить как цепочку «островов с содержанием», которые зритель должен посетить, переходя с одного «острова» на другой по мосткам видеопереходов.

С учетом этого сравнения структуру сценария можно определить как организацию информации в логичные и понятные зрителю, сценарные сегменты. Переходы в сценарии – звуковые или визуальные элементы, являющиеся связующим звеном между этими сегментами.

Типы структур

Вы имеете дело с визуальной средой. Организуя материал, попытайтесь сначала «разложить» всю историю, вообще не пользуясь словами. Это сразу обнаружит слабые места вашей визуализации.— Алан Росс Сценарист/режиссер корпоративного видео

Существует много разных структур видео. Часто они основаны на сюжетной линии и информации, которую требуется передать. Например, история о бригадире, который получил строгий выговор и которого чуть не уволили, может состоять из демонстрации событий, приведших к такому печальному исходу. Эту историю можно рассказать цепочкой воспоминаний. Если мы принимаем этот рабочий приём, понятно, что структура будет состоять из скачков во времени. Информацию мы будем передавать, перенося зрителя из настоящего в прошлое и обратно. В таком фильме переходы могут быть выполнены как спецэффекты – например, медленные растворения, обозначающие, что мы переносимся из одного времени в другое.

Основная драматическая структура обычно представляет собой последовательность нарастающих кризисных ситуаций, которые в итоге ведут к кульминации и разрешению (Рис. 12.1).

Например, протагонист сталкивается с конфликтом или дилеммой. Когда он пытается разрешить их, наступает первый кризис. Он преодолевает его, однако на его пути встаёт второе препятствие, серьёзней первого. Он преодолевает и его, но сталкивается с ещё одной проблемой. Напряжение нарастает с каждой новой задачей, пока, наконец, не наступает ситуация «умри, но сделай». В кульминации протагонист выходит из последнего испытания победителем, несмотря ни на какие трудности. Мы видим разрешение: антагонист повержен, протагонист находит покой. Хотя многие драматические истории включают в себя разные сюжетные линии, разных героев, и события происходят в разное время, большинство из них строится именно по этому принципу. Переходами в такой структуре могут быть спецэффекты, звуковые и музыкальные вставки, фрагменты диалога или комбинации всего перечисленного. Например, в истории, только что приведённой в качестве примера, в определённых переломных моментах может звучать выразительная музыка, сопровождающая переход-растворение от одной сцены к другой. Такой музыкальный приём сигнализирует нашему подсознанию: надвигается некая драматическая перемена.

12_12_1.jpg

Рис. 12.1 Основная драматическая структура

Структура и сюжетная линия

Структуру не следует путать с концепцией или сюжетной линией. Та или иная структура может лучше сочетаться с той или иной сюжетной линией, при этом сама по себе структура – это организация информации, но не «формула» рассказа. Например, для нашего рассказа о почти уволенном бригадире вполне подойдёт выбранная нами структура ретроспективных воспоминаний, но её также можно рассказать и в прямом хронологическом порядке. В этом случае основная концепция или «формула» рассказа остаётся той же, что и в первом примере: сотрудник совершает нарушение, попадается и получает выговор. Однако алгоритмы передачи информации в первом и во втором случае различны.

Структуры корпоративного видео

В корпоративных видео может использоваться любая сценарная структура, если только её использование эффективно. Тип выбираемой вами структуры напрямую зависит от количества и характера информации, которую вы должны передать в своём видео. Поскольку в корпоративном видео информативность всегда стоит на первом месте, многие используют проверенную практикой схему, о которой уже говорилось в этой книге: «Скажи им, что ты собираешься им сказать. Скажи им это. Скажи им, что сказал им это». Этот тип структуры хорошо работает, когда вам нужно представить технический материал в обучающих видео. Естественно, это не единственный способ передачи информации в корпоративном видео, однако вы должны в любом случае его хорошо знать, особенно если дело будет касаться технических или обучающих видео.

Примеры сценария «Скажи им!»

Лучше всего можно проиллюстрировать использование этой структуры, а также ценность хорошей структуры в принципе на примере следующего сценария. Представим, что нам нужно снять ролик о неком трёхшаговом процессе починки некого бытового электрического прибора (назовем его условно «Электростат»). Рабочая схема - традиционный закадровый дикторский текст и кадры с примерами.

Первый вариант.


FADE IN (изображение из затемнения)

ИНТ. РЕМОНТНАЯ КАМЕРА - ДЕНЬ

Техник по ремонту входит в камеру, снимает оборудование и начинает выполнять проверку «Электростата».

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Первый шаг - проверить две цепи: вторичная цепь должна проверяться только после первичной, используется та же методика тестов, что в первом шаге.

ИНТ. В КАБИНЕТЕ У КЛИЕНТА – ДЕНЬ

Девушка-клиент берёт трубку. У неё на лице улыбка.

НАЛОЖЕННЫЙ ТИТР: ТАКЖЕ ФАКСОМ ИЛИ ПОЧТОЙ

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Совершив первые два действия, следует информировать клиента почтой, по телефону или по факсу. Это последний шаг или шаг номер три.

ИНТ. РЕМОНТНАЯ КАМЕРА – ДЕНЬ

Техник по ремонту впаивает в цепь новую катушку.

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Второй шаг – починить цепь. Вторичную или первичную цепь можно починить на месте. Или...

ИНТ. РЕМОНТНАЯ КАМЕРА – ДЕНЬ

Другой техник по ремонту получает направление, вместо того чтобы чинить прибор…

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

... добавляет вторую функцию к этому шагу, которая является реферальным переносом на другую дату.

ИНТ. ОФИС - ДЕНЬ

Техник по ремонту звонит девушке-клиенту, которую мы уже видели, разговаривающей по телефону.

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Шаг три должен осуществляться по окончании ремонта. Он включает информирование клиента, как было указано в шаге два.

ИНТ. РЕМОНТНАЯ КАМЕРА – ДЕНЬ

СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН реферального направления, положенного на оборудование.

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Это, однако, не должно происходить, если вторая часть шага номер два – перенос на другую дату – имеет место.


Вот второй вариант сценарного описания той же процедуры.


FADE IN (изображение из затемнения)

ИНТ. РЕМОНТНАЯ КАМЕРА – ДЕНЬ

Техник по ремонту входит в камеру, снимает оборудование и начинает выполнять проверку на «Электростате».

НАЛОЖЕННЫЕ ТИТРЫ: ПРОВЕРИТЬ, ОТРЕМОНТИРОВАТЬ, СООБЩИТЬ

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Проверка прибора состоит из трёх шагов: выявление неполадки, устранение неполадки и доведение информации до клиента. Давайте начнем сначала.

РАСТВОРЕНИЕ

ИНТ. РЕМОНТНАЯ КАМЕРА – ДЕНЬ

Та же камера, позднее. Техник заканчивает проверку оборудования в соответствии с инструкцией.

НАЛОЖЕННЫЙ ТИТР: 1. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ЦЕПИ

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Первый шаг – выявление неполадок. Он включает проведение всех необходимых тестов в первичной и вторичной цепях. Когда этот шаг выполнен, мы можем переходить ко...

РАСТВОРЕНИЕ

ИНТ. РЕМОНТНАЯ КАМЕРА – ДЕНЬ

Ещё позже. Техник по ремонту достал свои инструменты и впаивает в цепь новую катушку.

НАЛОЖЕННЫЙ ТИТР: 2. РЕМОНТ – НА МЕСТЕ ИЛИ УДАЛЕННО

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

…второму шагу – ремонту. Мастер чинит неисправную цепь. Если это возможно, ремонт делается на месте, если нет – выдача отремонтированного оборудования переносится на более позднюю дату.

ИНТ. В КАБИНЕТЕ У КЛИЕНТА – ДЕНЬ

Девушка-клиент разговаривает по телефону с мастером – он сообщает ей, что «Электростат» отремонтирован. У неё на лице улыбка, она явно довольна. 

НАЛОЖЕННЫЙ ТИТР: 3. СООБЩИТЬ КЛИЕНТУ – ПО ТЕЛЕФОНУ, ПО ПОЧТЕ ИЛИ ПО ФАКСУ 

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Если неисправность устранена на месте, шаг три – проинформировать клиента. Это может быть сделано по телефону, почтой или факсом.

ИНТ. РЕМОНТНАЯ КАМЕРА – ДЕНЬ

СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН – направление, прикрепленное к Электростату.

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Или шаг три выполняется позже, если срок ремонта был перенесён на более позднюю дату.

ЭКСТ. МАСТЕРСКАЯ – ДЕНЬ

Рядом с грузовиком компании на парковке. Техник загружает свое оборудование в машину и уезжает на новое место, где требуется ремонт.

ДИКТОРСКИЙ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Следуя этим трём простым шагам – выявление неисправности, ремонт и информирование клиента – вы можете стать успешным специалистом по ремонту техники «Электростат».


Первый вариант этого сценария имеет несколько недостатков, главный из которых – отсутствие структуры. Для начала – в сценарии нет даже вступления. Нас «бросают» в шаг номер один без подготовки и без видимой причины. Затем материал представлен в полном беспорядке. Шаг три наступает сразу после шага один. Не успев понять, о чём вообще фильм, мы должны срочно переориентироваться и разобраться, на каком мы шаге, а также догадаться, почему мы перескочили с первого шага на третий, вместо того чтобы логично перейти на второй. Но если и это вас не запутало, крепитесь – части шагов также перемешаны друг с другом, и часто часть одного шага стоит рядом с частью другого. В шаге три присутствует отсылка обратно ко второй части шага два, а именно: к переносу выполнения ремонта на более позднюю дату. В первом варианте отсутствуют какие бы то ни было переходы. Нас просто переносят из одной сцены в другую методом прямой склейки, как будто куда-то торопят. И в дополнение к перечисленным структурным проблемам, хромают и дикторский текст, и поддержка титрами. Получившаяся путаница идей и сцен отпугнет любого, даже самого позитивно настроенного зрителя.

Второй вариант гораздо яснее. Вначале идет небольшой обзор содержания материала. Нам говорят, ЧТО мы сейчас увидим, и мы настраиваемся на восприятие информации. Хотя в этом варианте также эффективнее использованы субтитры и сам он написан более понятно, во многом причина его чёткости заключается в логичном разделении контента (выявление и устранение неполадок) на первый, второй и третий шаги, как это и происходит в реальной жизни. И, наконец, у этого варианта есть аккуратное завершение, в котором подводится итог всему сказанному. Из этого завершения мы узнаём, что получили полную информацию о процессе, и три основных этапа коротко перечисляются ещё один раз.

Во втором варианте также присутствуют переходы. В данном случае это растворения и простые вербальные сигналы. Растворения говорят нам визуально, что прошёл некоторый период времени между кадрами, снятыми в одной и той же обстановке, а дикторский текст помогает нам плавно переходить от одной идеи к другой.

Например, введение и шаг номер один соединены связкой «Давайте начнем с самого начала». Шаги один и два соединены фразой «Теперь, когда это сделано, давайте перейдем к...». Шаги два и три связаны фразой «Если неисправность устранена на месте...». В итоге получается видео, которое не только легко смотреть, но и информация из которого легко усваивается и запоминается: это достигается благодаря высокому «фактору ясности», о котором говорилось выше.

Открытый финал

Есть ещё один шаблон структуры, который часто применяется в корпоративном и рекламном видео. Этот шаблон я называю «открытый финал». В основном он лучше работает с мотивационным и информационным материалом, чем в техническом или обучающем видео. Преимущества участия в каком-либо корпоративном начинании представлены в качестве открывающего тизера – как в фильме с открытым финалом. Вот простой пример.

FADE IN (изображение из затемнения):

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ КАДРЫ - люди на отдыхе на курортах, куда можно попасть, победив в конкурсе «Продавай и загорай!» ( «Sell-for-Sun»): они ныряют, загорают, обедают на террасе в ресторане на первой линии, танцуют в лучах заката.

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО ЗА КАДРОМ

Отпуск в райском уголке... Мексика… Гавайи... Карибы... Это доступно только богатым? Райские уголки ждут вас! И в ближайшие несколько минут мы расскажем вам, как туда попасть!

Вслед за этим можно дать общий план курорта, а поверх него наложенным титром – название видео. Затем делаем переход через видеоспецэффект с подходящей музыкой – и теперь уже ведущий в кадре (с поддержкой титров и перебивок) говорит с нами в главной части материала. В этой основной части ролика как раз и будет рассказано, какие шаги нужно предпринять, чтобы выиграть круиз. Ведущий расскажет о них практически в той же манере, как это было сделано в ролике про ремонт «Электростата» – логично, просто, с соответствующими переходами. А завершение – тот самый открытый финал - можно сделать таким.

ЭКСТ. ЛАГУНА – ДЕНЬ

На ведущем в кадре – трубка для подводного плавания. Он стоит под пальмой с группой туристов, которые собрались нырять. Он прекращает разговор с ними, поворачивается в камеру и говорит...

ВЕДУЩИЙ

Итак, выбор за вами! Снова проведите свой отпуск, подстригая лужайку перед домом – или продавайте и загорайте!

Он поворачивается спиной и вместе с группой туристов уходит нырять. МУЗЫКА ГРОМЧЕ.

РАСТВОРЕНИЕ

СЪЁМКА С ВЫСОКОЙ ТОЧКИ – лагуна с нависшего утеса. Группа, включая нашего ведущего, заходит в воду, и все ныряют. ФИНАЛЬНЫЕ ТИТРЫ, МУЗЫКА ПЛАВНО ЗАТИХАЕТ.

FADE OUT (затемнение)

Контрастные действия

Ещё одна структура, которая часто применяется в корпоративном видео - структура «контрастных действий». Эта структура работает очень хорошо, когда нужно показать правильные и неправильные способы выполнения тех или иных процедур. Например, сначала аудитории показывают, как НЕ нужно пытаться продавать товар. Ведущий в кадре или диктор за кадром отмечает, в чём были допущены ошибки, а затем объясняет, что можно заключать гораздо больше сделок, выполняя простые правила продаж. Затем нам показывают, как НАДО совершать продажу, и ведущий также отмечает правильные действия. Клиент доволен, продажа состоялась.

Творческое использование структуры

Не забывайте, что структура вашего материала и используемые переходы крайне важны для «фактора ясности» вашего сценария, и, следовательно, для его успеха вообще. В то же время не забывайте, что концепция или история, к которой вы применяете ту или иную структуру, не должны начать звучать скучно или чересчур «образовательно». Однажды я использовал структуру «скажи им» для юмористического варианта видео, посвящённого тому... как копать землю и не повредить себе спину!

В центре концепции видео были два расхитителя гробниц. Один из них – назовём его Мистер Принстон – «гигант мысли», он ленив, но именно он разрабатывает их операции. Другой грабитель – Баркалу – его здоровенный туповатый ассистент-неряха. Они приготовились грабить очередную могилу – Баркалу начинает копать, а Мистер Принтон «обеспечивает» нам первую часть структуры следующим образом:

ЭКСТ. КЛАДБИЩЕ – НОЧЬ

Баркалу начинает копать. Он горбится, вытягивает руки и хватает лопату внизу у черенка – буквально всё делает неправильно. Мистер Принстон приходит в ярость.

МИСТЕР ПРИНСТОН

Баркалу, недотёпа! Ты опять всё делаешь не так!

БАРКАЛУ

Э... но я...

МИСТЕР ПРИНСТОН

Что «но»?! Слушай меня внимательно! Если ты собираешься донести этот ящик до лаборатории – а тебе придётся его донести – то ты можешь его нести только со здоровой спиной! Ты меня понял?

БАРКАЛУ

Да, но...

МИСТЕР ПРИНСТОН

Молчать! Слушай меня внимательно! Чтобы копать правильно, надо следовать трем правилам. Я надеюсь, что даже твой микроскопический мозг в состоянии их запомнить. Слушай!

Тут Мистер Принстон быстро перечисляет три правила. После этого в основной части видеоролика три правила безопасного копания разбираются уже подробно, с перебивками, где их выполнение демонстрируют Баркалу и Мистер Принстон. А в завершении ролика появляется полицейский, который давно выслеживал эту парочку,– он арестовывает грабителей. Полицейский ведет преступников в тюрьму и благодарит Мистера Принстона за советы по безопасному копанию – перечисляет ещё раз все три правила – и спрашивает, применимы ли эти правила для работы с кувалдой в каменоломне.

Как мы видим, если действительно ваши сцены будут смотреться естественно, а не выглядеть «притянутыми за уши», при условии согласия со стороны продюсера и клиента, вы можете даже в пределах базового структурного шаблона дать волю своей фантазии. Главное – всё время спрашивайте себя, эффективно ли ваше видео передает информацию.

Вы пишете сценарий 10

Когда вы разрабатываете проект и сегментные концепции, полезно представлять визуальные аналоги, где та же обучающая информация могла бы быть преподнесена зрителю. Интересная построенная на аналогии концепция недавно использовалась в социальной рекламе «это твой мозг, когда ты под наркотиками». В этом видео диктор говорит: «Это твой мозг, когда ты под наркотиками», а одновременно с этим камера наклоняется, и мы видим, как два яйца жарятся на сковородке. Голос ведущего, вид жарящихся яиц и звук шипящего масла - все это било «в одну точку».

В ещё одной похожей социальной рекламе изображалась поездка на американских горках как визуальная аналогия неприятного эффекта от употребления наркотиков. В этом видео наркоман, явно испуганный тем, что вместо ожидаемого кайфа его «тряхнуло», пытается сойти с аттракциона, но ему не удаётся выбраться из капсулы. Он парализован страхом, но, когда поездка прекращается, перекладина кресла не отстегивается, и у него нет выбора – он отправляется в следующий трип. Этот ролик очень напряженный, яркий, и бьёт точно в цель.

В корпоративном видео, призывающем сотрудников быстро изменить своё отношение к общему делу, в качестве сегмента концепции была использована аналогия с тикающими часами. Для того чтобы начать и закончить видео на пронзительной ноте, использовался крупный план часов, отсчитывающих время. В конце ролика часы ушли в затемнение и несколько секунд был слышен только тикающий звук на фоне чёрного экрана.

Какую простую визуальную аналогию можно использовать для видео, осуждающего нечестное поведение на рабочем месте?

(Ответ см. в приложении   «Вы пишете сценарий»)