24 июля 2014

Поди туда – не знаю куда. Работа с абстрактными комментариями заказчика

Каждый, кто занят в той или иной творческой или околотворческой деятельности, наверняка хоть раз сталкивался с проблемой, когда заказчик просто не может чётко сформулировать, чего именно он хочет. Это происходит потому, что человек, пишущий комментарии, отталкивается от своего ощущения, а не от функциональности продукта.

Самая страшная ремарка: «Сделайте красиво». Заказчику не так просто объяснить, что эта фраза ни о чем не говорит, поскольку «красиво» у каждого человека своё.

Приведём некоторые цитаты из реальных комментариев заказчиков:

«Необходимо сделать привлекательный, „вкусный“ материал»;

«Нужна креативная наполненность»;

«От фильма должна быть реакция: восторг, мурашки, онемение»;

«Надо, чтобы у зрителя возникало при взгляде на изображение чувство чего-то мощного, немного загадочного, фантазийного»;

«Текст сыроват»;

Эта проблема присуща всей творческой индустрии, причём не только в нашей стране. Не зря ведь в Великобритании сняли нашумевший ролик про семь красных линий по мотивам рассказа Алексея Березина:

Когда возникает такая ситуация, самым мудрым шагом со стороны подрядчика будет попытка понять клиента, как бы сложно это ни казалось на первых порах. Нужно задавать наводящие вопросы, чтобы выяснить, что именно требует доработки и какой.

Например, клиент просит «поиграть шрифтами». Поскольку игра эта, скорее всего, будет идти в свои ворота, то вместо того, чтобы её начинать, стоит выяснить, что не так с текущим шрифтом. Почему он клиента не устраивает?

Варианты конструктивных комментариев от заказчика:

— Шрифт не соответствует нашему фирменному стилю;

— Шрифт плохо читается;

— Шрифт имеет некорректную стилистику (например, шрифт в японском стиле, хотя ни фильм, ни компания не имеют ничего общего с Японией).

Порой бывает достаточно задать правильный вопрос, чтобы понять сущность проблемы и решить её. При наличии же лишь общих абстрактных комментариев это в большинстве случаев невозможно.

Итог: если необходимо изменить в проекте что-то конкретное, чтобы он лучше работал, то это конструктивно и правильно. А если просто «сделайте покрасивей» — увы, ничего хорошего не получится. В конце концов, всем известно, что о вкусах не спорят, а количество мнений мало отличается от количества людей на планете.

Ну а если заказчик даже на ваши наводящие вопросы не может дать никаких чётких ответов, то, скорее всего, он действительно не знает, чего хочет. В этом случае выбор небольшой: либо стиснуть зубы и «играть шрифтами», либо дать ему ссылку на эту статью.

#чтиво
поделиться поделиться твитнуть телеграмнуть
Статьи на тему
Кто такой интранет-менеджер и как им стать
Кто такой интранет-менеджер и как им стать
Какими навыками должен обладать интранет-менеджер и где освоить профессию
Интранет-тренды DEX–2018
Интранет-тренды DEX–2018
Тренды, о которых говорили на DEX2018 в Сиднее. Помогут взглянуть на корпоративный портал под новым углом и избежать ошибок в будущем
8 ошибок навигации в интранете
8 ошибок навигации в интранете
Выделили главные ошибки в навигации интранета и рассказали, как их избежать
Реновация интранета
Реновация интранета
Ответы на популярные вопросы. Полезно тем, кто планирует или реализует проект реновации корпоративного портала