Медиа для экспертов
по внутренним коммуникациям
En

Хотите классный обучающий ролик? Не будьте нудным!

Сегодня поговорим об отдельном жанре — роликах-инструкциях. Они, как правило, отвечают на вопрос: «Как»? Как это устроено, как это работает, как этим пользоваться? Адресованы чаще всего сотрудникам (внутренняя аудитория) или клиентам (внешняя).

Итак, у учебного видео есть ряд преимуществ.

  1. Наглядность. Любую даже самую скучную инструкцию можно превратить в красочный видеоинструмент. Он будет доступен для зрителей в удобное для них время.
  2. Простота. Сложную информацию можно упростить и преподнести ее в более понятном виде. Это значит, что сотруднику будет легче изучать материал и запоминать его.
  3. Возможность повторного просмотра. Учебное видео можно смотреть много раз и в любом удобном месте. Это экономит время и деньги, которые компания тратит на тренинги и лекторов.

Что лежит в основе ролика-инструкции? Как правило, какой-то текст, написанный канцелярским языком. Его читать очень скучно и долго. Нужно делать ролик. Что лежит в основе его успеха?

1. Простота
Важно сделать ролик визуально интересным и при этом не перегрузить его. Старайтесь не использовать сложных «накрученных» визуальных конструкций. Может быть красиво, но не понятно. Будет отвлекать внимание. А основная цель ролика-инструкции — научить!

2. Ещё раз простота
Закадровый текст также должен быть простым. Он, скорее всего, будет составлен на основе текстовой инструкции. Но он должен быть переписан. Используйте простые предложения, разговорный язык. Помните о том, что зритель и так смотрит ролик часто не ради собственного удовольствия, а чтобы усвоить какую-то полезную информацию. Чего вы хотите добиться? Чтобы он посмотрел и ничего не понял, чтобы ему стало скучно? Или вы хотите, чтобы он смотрел ролик, понимал все с легкостью и запоминал информацию? Выбирайте.

3. Краткость
Не пытайтесь «впихнуть» в ролик всю информацию, которая только есть на тему. Если в основе ролика текстовая инструкция — выделяйте главное. Вы «не возьмете» зрителя объемом. Иногда мы слышим от заказчика аргумент: «Ну, у нас много информации, но ролик все равно веселей смотреть, чем читать большой текст!». Поверьте, одинаково! Одинаково скучно смотреть неинтересный ролик или читать неинтересный текст. Видео ради видео задачу не решает.

4. Блоки
Если у продукта сложный интерфейс, много функций и нюансов, нужно рассказать сложную информацию, обязательно разделите ролик на блоки/части. Выделите основные мысли и «упакуйте» их в краткие фрагменты.


5. Интерактивность
Используйте тесты и другие проверки знаний после каждого блока ролика. Приветствуется любой интерактив и «контакт» с аудиторией. Это мотивирует зрителя быть более внимательным и, конечно, дает возможность проверить знания.

Теперь рассмотрим основные варианты визуализации ролика-инструкции. Вы можете использовать любой формат, который решает задачу. Главное придумать, как преподнести материал интересно для вашей аудитории.

1. Видео
Ролик видеоинструкция отвечает на вопрос: как это сделать, как это работает, зачем это нужно и так далее. Ролики могут быть использованы для совершенно разных целей. Например, нужно научить всех новых сотрудников «Starbucks» варить кофе по стандарту или собирать микросхемы «General Electric» на заводе и так далее. А может нужно наглядно показать, как работают очень простые функции электронной почты или социальной сети.

Ролик «Starbucks» «Как сделать латте»




Мне очень нравится простой и трогательный проект Google «Teach Parents Tech». Это серия коротких видеороликов, призванных помочь старшему поколению: нашим мамам и папам, дедушкам и бабушкам «одолеть» тонкости обращения с компьютером, интернетом, электронной почтой.




2. Графика
Самый популярный формат в обучающих роликах. Здесь отдельно хочу сказать о роликах-инструкциях, которые призваны обучить пользоваться какой-нибудь программой. В таких роликах фактически визуализируются действия пользователя в той или иной системе. Главное — постараться отразить все пошагово, но при этом ролик все же не перегружать.

Мы делали подобные для «РН Банка». Они призваны научить кредитных специалистов работать в системе «RNB Front Office — обработка кредитных заявок».

Мы создали 8 разделов большого ролика, после каждого раздела — тест. В конце — финальный тест. Такие ролики создавать не просто. В их основе как раз лежит текстовая инструкция. Нужно выделить главное, не путаться в сотнях деталей и нюансов и сделать не скучно.

3. Мультфильмы
Мультфильмы в области обучения — супер-инструмент. В последнее время они стали очень популярны. С помощью мультфильма вы можете воссоздать любые пространства, придумать необычных героев и историю.

Образовательный ролик Московской биржи об опционах. Рассказывает о возможностях, которые дает покупка опционов, а также мотивирует зрителя пройти обучение в школе Московской биржи. Очень простая техника мультфильма. При этом понятные образы и легкий для восприятия текст. Речь о сложных финансовых инструментах, однако все ясно даже тем, кто впервые слышит понятие «опцион».




4. Скрайбинг
Конечно, в обучающих видео не обойтись без видео в технике скрайбинг (от английского «scribe» — набрасывать эскизы или рисунки). Возникновение скрайбинга связывают с американскими дизайнерскими компаниями. Они стали использовать в своих выступлениях упрощенные иллюстрации и схемы вместо многословных и скучных описаний.
Ролик в стиле скрайбинг — это дикторский текст плюс картинки, нарисованные от руки на белой на белой доске (или листе бумаги). Получается «эффект параллельного следования».

Ролик Московской биржи об индивидуальных инвестиционных счетах



#чтиво #обучение #корпоративное видео
Статьи на тему
Особенности применения видео в корпоративных коммуникациях
Особенности применения видео в корпоративных коммуникациях
Богданов об HR-видео
Богданов об HR-видео
Интервью блогу Apostrophe Media
Будущее корпоративного видео
Будущее корпоративного видео
Мнение международных компаний по результатам исследования «The State of video in the Enterprise 2016» компании Kaltura
Видео в международных компаниях
Видео в международных компаниях
Как используют корпоративное видео в зарубежных компаниях и как это влияет на доходы. Результаты исследования «The State of video in the Enterprise 2016» компании Kaltura из Нью-Йорка